Ограбление квартиры «короля скрипки»
27 октября 1968 года в Москве в доме № 14/16 по улице Чкалова (сейчас — Земляной вал) была ограблена квартира всемирно известного скрипача Давида Ойстраха. Расследование этого резонансного преступления сразу взял под личный контроль Леонид Брежнев, а по мотивам этой истории братья Вайнеры в 1972 году написали роман «Визит к Минотавру», экранизированный в 1987 году.
В это время Давид Ойстрах находился на очередных зарубежных гастролях. Как сообщается в книге Федора Раззакова «Досье на звезд …», 27 октября соседка скрипача по дому случайно обнаружила, что дверь его квартиры приоткрыта:
«Она заглянула внутрь и обомлела — в квартире все было перевернуто вверх дном. Прибывшая через полчаса оперативная группа МУРа подтвердила факт ограбления и приступила к поискам преступников». Были похищены валюта, драгоценности, в том числе подаренный президентом Турции золотой портсигар, инкрустированный бриллиантами; эксклюзивная драгоценная шахматная доска с золотыми и серебряными фигурами — подарок королевы Бельгии Елизаветы, символический золотой ключ от ворот Иерусалима.
По информации западной прессы (советские СМИ об этом преступлении ничего не сообщали), из квартиры Давида Ойстраха было похищено более 4 килограммов золотых вещей.
Как позже в одном из интервью писатель Аркадий Вайнер, подробно изучавший материалы дела, у Ойстраха имелся изумительный инструмент Гварнери, но эту скрипку он взял с собой на гастроли:
«Дома у музыканта в футляре кремонских мастеров стоимостью около 100 тысяч долларов лежал обыкновенный серийный Вильом. За него на аукционе «Кристис» дают, по сравнению со Страдивари, сущие пустяки — 700 тысяч «зеленых». Жулики, проникшие в квартиру Ойстраха, скрипку брать не стали. Один из них сказал: «Чего ее тащить? В музыкальном магазине на Неглинке их висит 100 штук по червонцу». Кстати, воришки пренебрегли также золотым диском Ойстраха».
Сыщикам сразу повезло — на месте преступления преступники оставили весомую улику в виде эспандера, на котором была нацарапана фамилия «Никонов».
«Вывод о высокой квалификации грабителей напрашивался сам собой. Дело в том, что в ночь ограбления в квартире Ойстраха два раза срабатывала сигнализация, однако оба раза прибывший по вызову наряд не обнаружил ничего подозрительного. Когда же сигнализация сработала в третий раз, дежурный по пульту отключил ее до утра. Как выяснилось, ложную тревогу организовал именно грабитель, доказав тем самым, что он намного хитрее стражей порядка. Затем он без труда вскрыл 3 замка в квартире и проник внутрь. Однако, сделав дело, он по непонятной забывчивости оставил на месте преступления серьезную улику в виде эспандера. Как такое могло произойти? Ответа на этот вопрос пока не было».
В оперативную разработку были взяты все обладатели фамилии Никонов, проживающие в Москве, и особенно те из них, кто имел нелады с законом. Однако ни один из них не оказался причастным к нашумевшему ограблению. Тогда на помощь муровцам пришли их коллеги из Воронежа.
Как выяснилось, в этом славном городе проживал некто Борис Никонов — профессиональный вор-домушник. Чтобы проверить его на причастность к ограблению квартиры Ойстраха, местным сыщикам пришлось прибегнуть к определенным мерам — так, во время посещения Никоновым кафе оперативники изъяли стакан, из которого он пил, и сняли с него отпечатки пальцев. В тот же день их отправили в Москву, где выяснилось, что они совпадают с отпечатками, оставленными одним из грабителей на грампластинке.
Однако брать Никонова не торопились, справедливо полагая, что через него можно будет выйти и на остальных участников ограбления. И это предположение вскоре подтвердилось — Никонов вывел сыщиков на подельников: своего младшего брата Сергея и его приятеля Николая Лаврова.
Как выяснилось, эспандер, помогший выйти на след преступников, случайно уронил Сергей Никонов. В середине января 1969 все преступники были арестованы.
Мемориальная доска на доме, где жил Давид Ойстрах