Сайт приколов » Интересности » Почему США только что утратили статус сверхдержавы

Почему США только что утратили статус сверхдержавы

trust56 | 0 комментариев | 2 732 просмотров
11
04
2015
Вашингтон очутился в полной изоляции, стараясь противодействовать возглавляемому Китаем Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций. Поддержка и энтузиазм в отношении АБИИ оказались настолько высоки, что удивили, по-видимому, даже сам Пекин.
 
Почему США только что утратили статус сверхдержавы
 

Дошло до того, что не кто иной, как Ларри Саммерс (американский экономист, занимал пост министра финансов при администрации Клинтона; прим. mixednews), «ястреб», который рассматривался в качестве кандидатуры на пост главы ФРС, обрушился с резкой критикой на занимаемую Вашингтоном позицию, назвав март «тем моментом, когда США утратили роль гаранта мировой экономической системы». Итак, слово Ларри Саммерсу.

***

Прошлый месяц может запомниться как момент, когда Соединенные Штаты утратили роль гаранта мировой экономической системы. Правда, США и раньше приходилось переживать ряд сложных периодов, Америка нередко играла в одни ворота. В качестве примера можно привести произведённый Никсоном в 1971 году шок, положивший конец конвертируемости доллара в золото. Но, похоже, со времён Бреттон-Вудса ещё не было ситуации, сравнимой с нынешней деятельностью Китая по созданию нового крупного учреждения при полной неспособности США удержать десятки своих традиционных союзников, начиная с Британии, от вступления в его ряды.

Подобный провал в стратегии и тактике (к которому, кстати, давно шло) должен заставить США основательно пересмотреть свой подход к мировой экономике. Глобальная экономическая архитектура нуждается в существенной корректировке, учитывая, что размер китайской экономики соперничает с американской и как минимум половина мирового производства приходится на развивающиеся страны. Кроме того, всестороннее политическое давление внутри самих США серьёзно ослабило позиции страны.

Во многом благодаря упрямству правых США очутились в одиночестве, не будучи в состоянии утвердить реформы управления МВФ, которые в 2009 году сам же Вашингтон и продвигал. Усилив ресурсы МВФ, эти изменения укрепили бы уверенность в мировой экономике. Что более важно, такие страны, как Китай и Индия, получили бы долю голосов, соразмерную с их сегодняшним экономическим весом.

В свою очередь, давление со стороны левых привело к повсеместным ограничениям инфраструктурных проектов, финансируемым в рамках существующих банков развития, которые, как следствие, утратили своё значение инвесторов. И это несмотря на то, что многие развивающиеся страны сейчас расценивают финансирование инфраструктуры как основную потребность во внешних вложениях.

Итак, США не выполняли свои обязательства и поддерживали политику, блокирующую те разновидности финансирования, которые другие страны стремились предоставлять или получать через существующие институты. Это и открыло Китаю путь к созданию АБИИ. Можно много говорить о тактическом подходе, который должен был быть предпринят, когда была выдвинута подобная инициатива. Но более важным сейчас является вопрос выбора стратегии. Ниже приведены три принципа, которые должны учитывать американские лидеры.

Во-первых, руководство США должно действовать на двухпартийной основе; ему необходимо освободиться от непомерного лицемерия и обуздать преследование личных интересов. До тех пор, пока одна из основных партий препятствует практически всем торговым соглашениям, а другая противится финансированию международных организаций, США не смогут определять глобальную экономическую систему.

Другие страны имеют все основания для раздражения, когда американские чиновники просят их скорректировать свою политику – и при этом настаивают на том, что не могут контролировать американские же государственные регуляторы и независимые агентства.

Легитимность руководства США зависит от способности противостоять искушению злоупотреблять властью ради своих узких интересов, даже если они выглядят убедительно. Нельзя ожидать сохранения ведущей роли доллара в международной системе, если слишком агрессивно ограничивать его использование во имя частных целей безопасности США.

Во-вторых, как в мировой, так и во внутренней политике самое большое значение должно отводиться проблемам среднего класса. На повестке дня сегодняшних элит стоят такие вопросы, как интеллектуальная собственность, защита инвестиций и нормативно-правовое упорядочивание; звучат опасения морального плана по поводу глобальной бедности. Среднему классу при этом уделяется совсем мало внимания. Но подходы, которые не служат интересам рабочего класса промышленных стран (и растущего городского населения развивающихся), вряд ли хорошо покажут себя в долгосрочной перспективе.

В-третьих, возможно, мир движется к тому состоянию, когда капиталы в избытке и существенную проблему составляет дефляционное давление. В течение некоторого времени может проявляться недостаток спроса. Ни в одной крупной промышленно развитой стране рынки не ждут роста реальных процентных ставок намного выше нуля к 2020 году или достижения целевых показателей инфляции. В будущем приоритет должен отдаваться стимулированию инвестиций, а не навязыванию мер жёсткой экономии.

Эти принципы представляют собой лишь начало, оставляя много вопросов, например, о мировых общественных благах или о сотрудничестве между государственными и негосударственными субъектами. Важно, что будущие историки оценят события последнего месяца не как конец эпохи, а как спасительный призыв к пробуждению.

 

 

Наталья Головаха
© 2024 Bezumno.ru