Как правительство России может управлять экономикой, если все значимые активы давно выведены в оффшоры и не имеют российской юрисдикции
Да, оффшоризации экономики - глобальная проблема. Но ее схема в России принципиально отличается от схем США, Великобритании, других стран Запада. В Европе не более 4% крупнейших и крупных компаний контролируются владельцами из оффшорных юрисдикций. В США - 2%. Что же касается России, то здесь картина совершенно иная, не имеющая аналогов среди развитых стран мира. Отличие российской и западной моделей оффшоризации принципиальное. У них в оффшоры выводятся лишь прибыли. У нас - не только прибыли, но и активы. Первый вариант создает проблемы фискального характера. Второй - угрозу окончательной утраты всей отечественной экономики.
Оффшоризованным у нас оказывается не только средний и крупный частный бизнес. Оффшорами активно пользуются и госкорпорации, акционерные общества с преобладающей долей государства. Президент Путин в послании Федеральному собранию признал, что госкомпании 90% сделок совершают в иностранной юрисдикции.
Так, у государственной "Роснефти" только по официальной отчетности зарегистрированы одиннадцать "дочек" в оффшорах: на Кипре, в Голландии, Ирландии, Великобритании, Люксембурге и на острове Джерси. За границей и часть активов "Ростехнологий". Например, в конце 2012 года госкорпорация подписала соглашение о создании нового СП с альянсом Renault-Nissan. Компания Alliance Rostec Auto, получившая в собственность контрольный пакет акций АвтоВАЗа, была зарегистрирована в Нидерландах. В конце 2012-го "Ростехнологии" перепродали кипрской компании Nordcom 45,42% акций единственного в России производителя титана — корпорации "ВСМПО-Ависма".
Имея статус госкорпорации ,"Роснано" начала создавать оффшорные структуры под предлогом того, что они позволят корпорации выходить на западные финансовые рынки. Наиболее крупная такая структура - фонд "Rusnano Capital" с капиталами 500 млн. долл., зарегистрированная в Швейцарии. После преобразования в 2011 году "Роснано" из госкорпорации в акционерное общество с государственным участием компания продолжила курс на оффшоризацию капитала и операций.
"Газпром", в котором государству принадлежит контрольный пакет, львиную долю своей деятельности ведет при помощи юрисдикций с более комфортным, чем в России, налогообложением. Осенью "Газпром", владеющий многочисленными зарубежными активами, решил перерегистрировать их в Швейцарии.
Недавно стали известны и подробности продажи доли "Газпрома" в компании НОВАТЭК структурам, близким другу Путина и совладельцу нефтетрейдера Gunvor Геннадию Тимченко. Все сделки проводились через ирландские и люксембургские аффилированные компании.
В начале 2012 года Счетная палата объявила о начале проверки работы в оффшорах крупнейших российских государственных компаний, в том числе "Газпрома", "Роснефти", "Зарубежнефти", "Росатома". В начале 2013 года в этот список включили также и "Аэрофлот", РЖД, "Русгидро", "Росагролизинг". Однако настораживает , что в открытом доступе до сих пор нет информации об уже проведенных проверках.
Раздающиеся с 2011 года призывы власти к сворачиванию оффшорных структур никак не реализуются практически. Это вызывает сомнения в том, что такие заявления искренни. Или возникает подозрение, что власть вообще способна чем-то управлять.
Весной 2012 года обсуждался вопрос о создании новойгигантской структуры - госкорпорации Сибири и Дальнего Востока. Фактически предлагалось большую часть страны вывести из-под контроля правительства, превратить в оффшор. Правда к середине прошлого года идея стала "затухать".
За непроницаемой завесой госкорпораций может происходить втайне от народа приватизация государственной собственности, вывод капитала за пределы российской юрисдикции, трансформация внутренних оффшоров во внешние оффшоры
На первый взгляд, нечто подобное беспокоит и Запад. Там воинственные призывы начать борьбу с оффшорами стали раздаваться еще несколько лет назад. Обращалось внимание на такую негативную сторону оффшоров, как уход от уплаты налогов.
Только в США налоговым уклонистам, по самым консервативным оценкам, удавалось прятать не менее 100 млрд. долл. налогов в год. В Европейском союзе объем недополучаемых ежегодно подобным образом налогов оценивается в 1 триллион евро. В условиях финансового кризиса дефициты бюджетов стран "золотого миллиарда" начали быстро расти, параллельно наблюдался быстрый рост государственного долга. Государственные и политические деятели Запада искали разные способы затыкания бюджетных "дыр". На первое место вышел такой способ, как ликвидация оффшоров.
Власти США в конце прошлого десятилетия в качестве главного объекта борьбы выбрали Швейцарию, добиваясь получения от банков этого государства информации о налоговых уклонистах американского происхождения. В результате осады швейцарского "оазиса" властям США удалось не только получить информацию о налоговых уклонистах, но и в целом расшатать институт банковской тайны.
Германия периодически покупала на "черном" рынке ворованные базы данных о немецких клиентах банков Швейцарии, Лихтенштейна, Люксембурга. Но все это было лишь подготовкой к настоящей атаке.
Борьба с оффшорами перешла в активную фазу в нынешнем, 2013 году. Сначала был удар по оффшорному государству Кипр (март). Затем - по очень крупному и пользующемуся всеобщим спросом оффшору под названием Британские Виргинские острова.
Итак, формально целью борьбы Запада с оффшорами выступает борьба со своими налоговыми уклонистами. Об этой цели говорят все ведущие государственные и политические деятели стран "золотого миллиарда". Иногда говорят о том, что одновременно решаются такие важные задачи, как демонтаж банковской тайны, борьба с коррупцией, организованной преступностью, "отмыванием" "грязных" денег и даже международным терроризмом. Все это так.
Но имеются и другие, недекларируемые цели. Борьба с оффшорами свидетельствует о том, что мировая финансовая элита начала радикальную перестройку мирового порядка. Важнейшими характеристиками нового мирового порядка будут следующие:
- фактическое исчезновение суверенных национальных государств;
- сворачивание традиционных товарно-денежных отношений и переход к нерыночным экономическим отношениям;
- создание мирового правительства, превращение банковской системы в институт глобальной исполнительной власти.
Созданный социально-экономический порядок можно назвать новым рабовладельческим строем. Или "лагерным социализмом". Верховная власть будет принадлежать узкой группе мировой олигархии - главным акционерам Федеральной резервной системы США.
Впрочем, пока это контуры, к счастью, не сегодняшнего, а завтрашнего мира. А пока группа "избранных" ("золотой миллион") решает более конкретную задачу - окончательное перераспределение мирового богатства и его полное сосредоточение в своих руках. Лишь только полное лишение жителей планеты средств существования (земли и других природных ресурсов, а также основных средств производства) позволит "золотому миллиону" по-настоящему поработить человечество.
Исходя из понимания стратегических планов "золотого миллиона", можно понять цели начавшейся кампании "зачистки" оффшоров. Конечно, эта "зачистка" направлена не только и не столько на то, чтобы увеличить собираемость налогов в бюджеты стран "золотого миллиарда". Она нацелена на то, чтобы провести конфискацию имущества оффшорных компаний и банков. Можно выделить два основных объекта конфискаций:
- денежные средства, размещенные на счетах оффшорных банков;
- финансовые и нефинансовые активы, которые находятся в управлении оффшорных компаний.
Согласно последнему отчету международной исследовательской организации Tax Justice Network (TJN), занимающейся независимыми расследованиями в области уклонений от уплаты налогов, на банковских счетах оффшорных юрисдикций находится от 21 до 32 триллионов долларов. Что касается активов, которые находятся в управлении оффшорных банков и компаний, то этот вопрос еще более туманен.
Например, по данным Boston Consulting Group (BCG), оффшорные банки в конце прошлого десятилетия управляли капиталом в размере 7 трлн. долл. А по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития - 11,5 трлн. долл.
Что касается нефинансовых активов, управляемых из оффшоров, то значительная их часть приходится на активы реального сектора российской экономики. Материальная часть национального богатства России - не менее 40 трлн. долл. Если исходить из предположения, что половина этого общественного достояния представляет собой активы, управляемые оффшорными компаниями, то мы получаем 20 трлн. долл. Такова минимальная "цена вопроса" для тех, кто запланировал "зачистку" оффшорных компаний, принадлежащих российским физическим и юридическим лицам.
Наши оффшорные компании, клиенты оффшорных банков, реальные бенефициары всех оффшорных схем давно уже находятся под "колпаком" Запада. Этот "колпак" начал создаваться еще в конце прошлого столетия под флагом борьбы с международной преступностью, коррупцией, "отмыванием" "грязных" денег, уклонениями от уплаты налогов.
Процесс строительства "колпака" резко ускорился после событий 11 сентября 2001 года, когда США объявили о войне с международным терроризмом. Важнейшим направлением такой войны стало предотвращение финансирования терроризма.
Очевидно, что для финансирования даже крупных террористических актов требуются деньги, исчисляемые не миллионами, а сотнями или десятками тысяч долларов. И то они не проходят через банки, используются наличные. Тем не менее, под флагом борьбы с финансированием терроризма Запад в значительной степени сумел демонтировать банковскую тайну, обеспечил доступ спецслужб и налоговых органов к информации о клиентах банков и их операциях.
В строительстве "колпака" активно участвуют спецслужбы, налоговые органы, иные финансовые ведомства и организации (в том числе финансовая полиция), различные международные организации и банки.
Последние выступают в качестве главных агентов западных спецслужб, являются их "щупальцами". Думаю, что спецслужбы таких стран, как США и Великобритания (стран, которые создавали в своих интересах оффшоры и которые контролируют большую часть всех оффшоров в мире) имеют более полное представление об оффшорном бизнесе российских граждан, чем спецслужбы самой России.