Нож для доброго молодца - друг, товарищ и брат
Нож надо любить! От этого сравнительно небольшого предмета нередко зависела жизнь наших предков, возможно, будет зависеть и ваша, а также жизнь тех, кто идёт в поход рядом с вами, друзей и родичей.
Несмотря на то, что ныне, в начале XI века, рынок Москвы и других крупных городов перенасыщен продукцией этого толка, в большинстве своём она представляет собой китайские подделки, дешёвые железяки «под дамаск» и в большинстве случаев - манящую своим блеском покупателя нержавейку.
С учётом всевозможных чрезвычайных обстоятельств и походных условий жизни, ножи стоит подобрать заранее, с особой тщательностью, и не скупиться при этом. Добрый нож выбирается на время, сравнимое с летами человека, его можно и сыну передать (ещё в X веке русы, если верить арабу Ибн-Русте, имели обычай класть в колыбель новорождённого меч). Старый нож «борозды не портит»!
Хороший нож ныне заменяет свободному человеку меч, служит мощным оберегом (соотносится со стихией огня), множество старорусских заговоров читается «на нож», который, в том числе, уподобляется булатному листу с железного древа, что на острове Буяне.
Нож и поныне - незаменимое орудие выживания в условиях походной и лесной жизни. В длительном походе или пешем переходе со многими ночёвками нам понадобится целых три ножа. Этот набор рекомендуется иметь в боеготовности каждому мужчине из вашего рода. Число три связано не столько с его священностью, сколько с разными задачами ножей. Если угодно, то «два с половиной» ножа, поскольку перочинный и многолезвийный (многопредметный) вряд ли можно в полном смысле назвать таковым. Его надёжность падает по мере увеличения числа лезвий и «примочек», и сталь такого рода ножей, если это не штучная продукция на заказ, не идёт ни в какое сравнение с приличествующей имени «нож». Однако всё же без него не обойтись, хотя бы из тех соображений, что бывают случаи, когда грех портить в работе действительный, нераскладной нож.
Остановимся на том, что собственно является ножами. Моя личная практика показывает, что полезно иметь и «нож твёрдой стали» (кованый нож), и «нож мягкой стали» одновременно. Первый по мере использования нуждается в доводке, но наточить его заново быстро в походных условиях не удастся. Второй - и доводится и затачивается за тройку минут.
Каждый нож нуждается в своём оселке в зависимости от марки стали и степени повреждения режущей кромки после выполненной работы. Характерный способ проверки, насколько остёр ваш нож - попробовать разрезать сверху вниз висящий в воздухе лист писчей бумаги (можно также смочить слюной волосяной покров на предплечье, ближе к запястью, и попытаться сбрить). Если получилось и то, и другое, всё в порядке. Есть такая пословица: «Ножик тупой – значит, хозяин скупой».
Вполне качественными и вместе с тем доступными по цене из кованых ножей повышенной HRC (твёрдости) являются, например, ножи финских производителей «Roselli» и «Kivikangas», с характерной бритвенной заточкой. Это традиционные по форме и исполнению разделочные финские ножи, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51644-2000. К той же категории можно отнести работы шведских мастеров.
Из отечественных ножей первого типа - твёрдой стали - следует упомянуть, например, Ворсмовский кованый многослойный «булат». Функциональность ножа, впрочем, снижается за счёт заточки «под топор» и всевозможных лишних украшений на рукояти для повышения потребительского спроса.
Из многочисленных моделей следует выбирать образец с гардой (несмотря на то, что она мешает быстрой полной заточке ножа, но таковая из-за высокой HRC в походных условиях и невозможна). Следует учесть, что «русский булат» подвержен коррозии, поэтому по использовании поверхность ножа должна быть покрыта тонким слоем машинного масла для предохранения от влаги.
На этом рынке существует много подделок. Простейший способ различить их - посмотреть на лезвие ножа, расположив его вдоль горизонта. На кованом ноже будут едва заметные неровности в виде вмятин и пятен. Характерный узор под лупой будет виден и на заточенной кромке ножа (он проявится отчётливей, если провести по лезвию ваткой, смоченной в масле), а не просто на боковой поверхности. В противном случае вы рискуете нарваться на подделку, где на низкокачественную сталь поверх нанесен фирменный вол- нистый узор.
Из ножей второго типа - условно «мягкой стали» - стоит отметить северный охотницкий нож, так называемый «якутский» (см. Жукова Л. Феномен «якутского» ножа// «Илин» №1, 2002). Среди характерных его особенностей - асимметричность боковых граней: если держать нож рукоятью к себе, клинком наружу, то левая сторона ножа обычно гладкая, слегка выпуклая, правая - прямая с продольным желобком в центральной части. Заточка лезвия, лучше односторонняя, производится с левой выпуклой стороны, не имеющей желобка. Это основная особенность, если не считать особо лёгкой деревянной рукояти (из корневого капа), позволяющей ножу плавать в воде, точно поплавок. За неимением «якутского» подойдут любые другие виды клинков из нержавеющей стали с односторонней заточкой, требующие вдвое меньше доводочных движений.
О многопредметных (перочинных) ножах отдельный разговор, но есть несколько самых общих рекомендаций. Этот раскладной нож должен быть оснащён плоскогубцами, штопором, шилом и отвёртками (включая крестообразного профиля). При выборе или изготовлении ножа следует обратить особое внимание на удобство рукояти, он должен сам ложиться в ладонь. Для охотничьих и хозяйственных нужд следует иметь нож с деревянной или костяной рукоятью, головка (навершие) которой выступает за пределы сжатых в кулак пальцев, при этом железко должно идти до самого конца рукояти.
Разумеется, лучшие ножи делаются по индивидуальному заказу или собственными руками. Но в условиях мирной жизни в таком случае у вас есть опасность нарушить законодательство, не выдержав параметры, позволяющие рассматривать нож в качестве «разделочного и шкуросъёмного».
Пользование ножом, да и само его ношение есть ритуал, элемент обрядности и этнического обычая. Заинтересованному читателю рекомендую на этот счёт обстоятельную статью Е.Е. Левкиевской в этнолингвистическом словаре «Славянские древности» («Нож», с.429-434), повторять которую здесь в пересказе вряд ли имеет смысл.
Отмечу в заключение такой важнейший момент: недопустимо ради забавы втыкать нож в Землю! Мало того, что таким образом лезвие притупляется, железо наносит Земле рану, его «душа» может уйти в навий мир. Нож вонзают в почву исключительно в магических целях, например, «преграждая путь опасности и пригвождая её к конкретному пространству», или в целях обеспечения нерушимости клятвы Землёй (для разрезания дёрна).
Ножу нужен свой дом, как человеку! Ножны. В противном случае - он будет жаждать крови, и вы пораните(сь) в самый неподходящий момент. Это прописная истина, не требующая лишних доказательств.
Гаврилов Дмитрий Анатольевич (волхв Иггельд). Журнал "Родноверие" Выпуск №3