М.В.Ломоносов. Древняя российская история от начала славянского народа до кончины Великого князя Ярослава ]первого или до 1054 года (краткий обзор)
О грамоте, данной от Александра Великого славенскому народу, повествование хотя и невероятное кажется, однако здесь об ней упоминаю тем, которые не знают, что, кроме наших новогородцев, и чехи ею похваляются.. .. (на самом деле Македонцы это тоже славяне, но многие документы говорят, что письменность была у славян за долго до Александра Македонского, а уж Кирилла и Мефодия тогда и в проекте ещё не было)
Рода древних славян.
Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, по преданиям достоверных наших летописателей известны. ….… Но представим с ними Польшу, Богемию, вендов, Моравию, сверх сих Болгарию, Сербию, Далмацию, Македонию и другие, около Дуная славянами обитаемые земли. Потом к южным берегам Варяжского моря склоняющиеся области, то есть курландцев, жмудь, литву, остатки старых пруссов и мекленбургских вендов, которые все славенского племени, хотя много отмен в языках имеют, наконец, распростёршиеся далече на восток, славено-российским народом покоренные царства и владетельства.
И так рассуждая, не токмо по большей половине Европы, но и по знатной части Азии распространенных славян видим. ….. Ибо в России славяне новогородские, поляне на Днепре и по горам Киевским, древляне в Червонной России, между Днепром и Припятью, полочане на Двине, северяне по Десне, по Семи и по Суле, дулебы и бужане по Бугу; кривичи около Смоленска, волынцы в Волыни, дреговичи меж Припятью и Двиною, радимичи на Соже, вятичи на Оке и другие поколения, по разным местам обитая и соединяясь с варягами-россами, пресильные войны подымали против греков….
Не зря западные, нынешних веков писатели, российский народ за роксолан признают, хотя в том у них и нет доказательства, которое я вывожу в следующем.
Аланов и роксоланов единоплеменство из многих мест древних историков и географов явствует, и разность только в том состоит, что алане общее имя целого народа, а роксолане речение, сложенное от места их обитания, которое не без основания производят от реки Ра, так у древних писателей слывет наша Волга. Плиний тоже аланов и роксоланов вместе полагает. …
Имена аорси и роксане или россане у Страбона точное единство россов и аланов утверждают, к чему достоверность умножается, что они оба славенского поколения были, затем что сарматам единоплеменными от древних писателей засвидетельствованы и потому с варягами-россами одного корня…. Ругенские славяне назывались сокращенно ранами, то есть с реки Ра (Волги), и россанами. … Рось-река, от западно-южной стороны впадающая в Днепр, и другие того же имени воды в российских пределах, а особливо город Старая Руса, доказывают бывшие в древность жилища россов, переселившихся от Волги к западу … Вне России ляхи по Висле, чехи по вершинам Албы, болгары, сербы и моравляне около Дуная имели своих королей и владетелей, храбрыми делами знатных……. Венды и анты, соединяясь со сродными себе славянами, умножали их силу.
Единоплеменство сих народов не токмо нынешнее сходство в языках показывает, но и за тысячу двести лет засвидетельствовал Иорнанд, оставив известие, что «от начала реки Вислы к северу по безмерному пространству обитают многолюдные вендские народы, которых имена хотя для разных поколений и мест суть отменны(различны), однако обще славяне и анты называются». Присовокупляет он еще, что они от Вислы простираются до Дуная и до самого Черного моря. ….
Итак, народ славенопольский по справедливости называет себя сарматским; и я с Кромером согласие заключить не противлюсь, что славяне и венды вообще суть древние сарматы…. Кроме славян, особенно поименованных, вендами и антами, и сверх Сармации, где в половине шестого веку Лех и Чех державствовали над многочисленным славенским народом, доказывают его былую великость также и болгары. О единоплеменстве которых по великому сходству языка судим, их могущество и множество военных дел неоспоримо. …..
О древнем обитании славян вендов в Азии, единоплеменных с европейскими, которые от них и произошли, Плиний пишет так: «за рекою Виллиею находится страна Пафлагонская, Пилименскою от некоторых проименованная; сзади она окружена Галатиею. Там город милезийский Мастия, потом Кромна. На сем месте Корнелий Непот присовокупляет енетов и единоименных им венетов в Италии от них происшедшими быть утверждает»…..
Все сие великий и сановитый историк Ливий показывает и обстоятельно изъясняет так: «Антенор, — пишет он, — пришел после многих странствований во внутренний конец Адриатического залива со множеством енетов, которые в возмущение из Пафлагонии выгнаны были и у Трои лишились короля своего Пилимена: и потому места к поселению и предводителя себе искали. По изгнании евганеев, между морем и Альпийскими горами живших, енеты и трояне одержали оные земли. Отсюда имя селу — Троя; народ весь венетами назван». …и напротив того, вероятно, что гальские венеты произошли от адриатических.
В тысящу лет после разорения Трои легко могли перейти и распространиться через столь малое расстояние…. ..Мосоха, внука Ноева, прародителем славенского народа признать не нахожу основания… ( и далее Ломоносов в подтверждение этого приводит слова Страбона) «Мосхиния разделена на три части: одну колхи, вторую иверы, третию армяне имеют — народы, от славян весьма отменные». (Действительно, это народы имеющие в своем прошлом еврейские корни как об этом утверждает и предшественник Ломоносова —А.Лызлов (1696г.), он пишет: «После первых пленов, от царей ассирийских на евреев, наступила война Салманасара царя ассирийского и тот в два прихода свои, на царя Иосию, разорил до конца царство Израилево, и народ его завел в Ассирию.
А оттуда через полтораста лет, как пишет Ездра, убежали жидове, прейдя горы персидские и медские и пришли в страну Арсатер. Где была эта страна Арсатер, различно о том писатели помышляют. Некие же утверждают, что была это страна колхидская, которая ныне зовется Мингрелия.» ) …Иллирийцев древность простирается до веков баснословных; сила их военных дел с греками и римлянами известна. ….. ....
О живших далее к востоку сарматах пишет Плиний, что они мидской породы, живут при реке Дон, разделяются на разные поколения. Сей же автор и Страбон некоторых мидян в Европе вместе с фракиянами, то есть в сарматских пределах, полагают, чем вероятность о единоплеменстве сарматов с мидянами умножается…. Признаки древнего имени славенского явствуют, во-первых, у Птоломея под названием ставан.
Потому что свойство греческого и латинского языка не позволяет, чтобы они могли выговорить славянское имя правильно. Ради того прежде ставанами их звали, а после склаванами и сфлаванами называли. Амазоны, или алазоны, тоже славенский народ, по-гречески это название означат самохвалов; видно, что сие имя есть перевод, слова «славяне», то есть славящихся, со славенского на греческий…
Обычаи
…Разные славян поколения неоспоримо разнились обычаями, хотя во многом имели сходство. …Прокопий Кесарийский, того же веку писатель, следующее об них на память оставил: «Сии народы, славяне и анты, не подлежат единодержавной власти, но издревле живут под общенародным повелительством. Пользу и вред все обще приемлют. Также и прочие дела у обоих народов содержатся издревле... Судьбины не признают и не приписывают ей никаких действий в роде человеческом.
Впадши в болезнь или готовясь на войну и видя близко смерть, дают богу обещание, что ежели от нее освободятся, немедленно принесут жертву.
Получив желаемое, исполняют свое обещание вскоре и верят, что жизнь их сохранена оною жертвою. Сверх того, почитают реки и другие воды, также и своих богов, которым всем служат и в приношении жертвы гадают о будущем.. Когда на бой выходят, многие идут пеши со щитами и с копьями; лат не носят. Иные, не имея на плечах одеяния, в одних штанах бьются с неприятелем. Обоих язык один и тот же— странный.
Видом тела все ростом высоки и членами безмерно крепки, цветом весьма белы, волосом желты, ни очень черны, но все русоваты. Жизнь содержат, как массагеты, сухою и простою пищею, натурою незлобны, нелукавы и в простоте много нравами сходны с гуннами».
Сие о славенах, живших в шестом столетии по Христе около Дуная… Радегаст, славянин именем, родом ружанин, нашествием своим с великим войском произвел несказанный страх в Италии и в самом Риме внутренний бунт между христианами и неверными возбудил..….В пример служат, кроме Радегаста и Аларика, готские короли из Ругии — Губа, Гумулх, Иллибалд, Ведомир, … …
О славенских народах, живших по российским областям, объявляет Нестор, что поляне от своих предков обычаем кротки, стыдливы к родителям и к сродникам и брачное сочетание наблюдают. Над мертвыми отправляют тризны, потом на струбе сжигают и пепел с костьми в сосудах на столпах ставят при дорогах. Сие употребление у кривичей было еще при Несторе. …
Боги славян
….Святовид (славянский бог)на острове Ругене вырезан был из дерева о четырех лицах, в коротком платье. Стоял в капище, в левой руке держал лук, в правой рог с вином; на бедре превеликий меч в серебряных ножнах. При нем висело седло и узда величины чрезвычайной. Четыре лица, как кажется, значили четыре части года. От имени сего идола давал жрец ответы всем. Святовиду честию следовал Прове, или Проно, особливо у вагрских славян; стоял на великом и кудрявом дубе. Около его на земле расставлены до тысячи идолов с двумя, тремя лицами и больше. Перед Проном стоял алтарь для приношения жертвы.
Радегаст держал на груди щит с изображенною воловьей головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми крылами. Сива (наверно Жива ) или Сиба, нагая женщина, волосы назади висели до подколенков; в правой руке яблоко, в левой виноградную гроздь держала. Наконец, почитались у них Черн бог и Бел бог: первый добрый, другой злой. Сверх всех сих идолов, обоготворялись огни, которые по разным местам неугасимо горели. Многие воды, ключи и озера столь высоко почитались, что с глубоким и благоговейным молчанием черпали из них воду. Кто противно поступал, казнен был смертию…
В приношении жертвы Святовиду изъявляли превеликое почитание. После жатвы собирался весь народ перед его капищем для препровождения великого празднества, где били скота на жертву, и для знатного идольского пирования за день перед праздником должен был сам жрец прежде приношения жертвы и служения чисто вымести капище. Следующего дня, в самый праздник, при собрании народа перед дверью капища, взяв из руки идольской рог с вином, чем за год был наполнен, прорицал о плодородии будущего года. Ибо ежели вина в роге не много убыло, почиталось плодородия признаком. В противном случае изобилия на плодов не надеялись.
По сем выливал жрец вино из рога перед ногами Святовидовыми и наливал в него новое; пил за его здоровье и просил, чтобы людям своим и отечеству подал изобилие, богатство и победу над неприятелями. Выпив рог вина, наполнял снова и отдавал идолу в руку. Потом приносили в жертву великие круглые хлеба из муки и из меду, которые жрец поставив между собою и народом, молился о изобильной жатве будущего года. Потом благословлял народ именем Святовидовым, увещал к прилежному приношению жертвы и обещал в воздаяние победу на врагов по морю и по суху.
По сем препровождался день в ядении и питии. …О будущем гадали обыкновенно метанием деревянных дощечек, у которых одна сторона была черная, другая белая. Когда их бросали, белая сторона наверху добро, черная худо, по их мнению, предвозвещала. Летание птиц и крик по разности сторон, встреча зверей, сверх сего, движение пламени, течение воды и разные виды пены и струй также служили к предсказанию. Святовиду посвящен был великий белый конь. Когда войну начать хотели, втыкали перед капищем в землю острыми концами шесть копей, по два вместе крестообразно. По обыкновенной молитве выводил жрец посвященного коня скакать через оные копья.
Когда на скоку заносил наперед правую ногу, почитали за доброе предзнаменование предпринимаемого дела; когда же левую простирал наперед далее, признавали за худое предвозвещение. По сему конскому скаканию начиналась война или отлагалась…
…Главный идол Перуна, был деревянный с серебряною головою и золотым усом. Жертва приносилась — огонь неугасимый. За угашение, небрежением случившееся, жрецы смертной казни предавались. Он богом грома и молнии почитался . Меньших богов Нестор именует так: Хорс, Дажбог, Стрибог, Семаргл, Мокошь. После Перуна имел Волос(Велес) первое место, коему покровительство скота приписывалось ; Погвизд, Похвист или Вихрь — бог ветра, дождя и вёдра, Еол российский; Лада (Венера), Дида и Лель (купидоны), любви и браков покровители, столь усердно от древних предков наших почитались, что оттуда и поныне в любовных простых песнях, особливо на брачных празднествах, упоминаются со многим повторительным восклицанием. Купалу, богу плодов земных, соответствующему Цересе и Помоне, праздновали перед началом сенокоса и жатвы в двадцать четвертый день июня( или 7 июля по современному стилю).
Остатки сего идолопоклонства столь твердо вкоренились, что и поныне почти во всей России ночные игры, особливо скакание около огня, в великом употреблении; Отстояньем полугодичного времени почитался Коляда, праздничный бог, декабря в 24 число. Не иначе сие разуметь можно, как что, зимние дни в праздности без военного дела, без пашенной и скотопасной работы люди препровождая, уставили Коляде сей праздник. по деревням и поныне Коляду в плясках и песнях возглашают.
И хотя сие приводят в сомнение иностранные народы тем же с нами обычаем, не зная Коляды ниже по имени; Приносилась, сверх сего жертва рекам и озерам по общему многобожному употреблению народов. Древние наши предки как текущие воды боготворили, явствует, что и поныне простонародные песни от многократного именования. Всеми сими идолами наполнены были улицы и поля около Киева и во всей России распространились.
Переселение славян
Древнейшее всех переселение славян, по известиям старинных писателей, почитать должно из Азии в Европу. Что оное двумя путями происходило, водою и по суху, из вышеписанного усмотреть не трудно. Ибо венеты от Трои с Антенором плыли Архипелагом, Посредиземным и Адриатическим морем….
Болгар древнее жилище в Азиатичеекой Сармации, около реки Волги, с добрым основанием от некоторых полагается, затем что Иорнанд со славянами и антами, славенским же народом, совокупное их нападение на Римскую державу описывает и жительство их почитает в северной стране от Черного моря. Согласуется с делом и имя болгар, от Волги происшедшее….Все сие доказывает движение славенских поколений от востока на запад пространными нашими землями, по северу около Понтийского(Черного) моря…..
Между тем, когда славенские племена из Мидии, около Черного моря, в Иллирик и в другие места распространялись, тогда и в северные страны поселялись в великом множестве. ….Распространение славян северных до рек Выми и Печоры и даже до Оби было, хотя это позднее должно быть, нежели как написано в оном летописце, однако не так поздно, как некоторые думают, затем что дорогими собольими мехами торг из России на запад уже за семьсот лет известен из внешних авторов, и деньги в российском купечестве прежде обращались… …От ляхов прозвались иные лутичи, иные мазовшане, иные поморяне. Иные сели по Днепру и назывались поляне; другие — древляне, затем что сели в лесах; многие между Припятью и Двиною и назывались дреговичи; некоторые поселились на Двине и назывались полочане по реке Полоте; многие перешли на Оку и проименовались вятичами.
Иные славяне сели около озера Ильменя и прослыли своим тем же именем; иные поселились по Десне, Семи и Суле и назывались северяне….. ….Скифы под предводительством царя Мадия, сына Прототиева, вошли в Мидию, где тамошние жители вступили со скифами в сражение и, были от них побеждены и владения над Азией лишились, которую скифы одержали. А оттуда прямо в Египет путь предприняли.
И как уже вошли в Сирию и в Палестину, Псаммитих, царь египетский, вышел им навстречу, и дарами и прошениями утолил их устремление, чтобы далее походом не простирались. Скифы поворотясь много насилия чинили на пути обратном и разграбили храм Венерин в Аскалоне. Но когда они пришли в Мидию то царь Киаксар, созвал их на великое пированне и напоив, побил всех сонных, а прочих выгнал из Мидии военною силою. Скифы, по двадцативосьмилетнем владении в Мидии и по столь же долгом отсутствии от своих жен, когда к своим жилищам в Циммерию (Кимерия, район Дона и Кубани) приблизились, то встретили их вооруженные рабы и рабские взрослые дети, от жен их когда не было мужей прижитые.
После нескольких сражений когда не смогли скифы их преодолеть, то наконец пошли на них без военного оружия с одними бичами, на что рабы увидев это и вообразив свое прежнее холопство, оробели и пустились в бегство. Итак, скифы утвердились на прежних своих жилищах. Сие повествование принадлежит больше скифам номадам называемым, так как другие скифы по широким полям обитая, к этим походам не были причастны. Знатнейшие из них у Геродота описаны кратко. «Будинцы были весьма сильны и многочисленны; глаза синие, волосом черны. Город их, называемый Гелон, из дерева построен, которого каждый бок длиною был по тридцати стадий.
В нем стояли деревянные храмы, капища и идолы; королевские(царские) скифы, обитали около вершин реки Дона… …. По всем историографам известно, что гунны вышли из Азии от стран, к Каспийскому и к Северному морю прилежащих, то есть из Сибири и из земель, Каспийским и Черным морем включенных. Довольно явствует из Прокопия, который пишет, что около гор Кавказских живут гунны, нарицаемые сабири, (сибиряки)….
Времена Рюриков
. …..Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются. И, таким образом, россы и, пруссы уже оказываются единым народом…. Из внешних авторов Преторий довольно знать дает свое мнение, совокупляя руссов и пруссов в одно племя……. Восточное плечо реки Немени, впадающее в Курской залив, называется Руса, это имя, конечно, носит на себе пребывание там варягов-россов…..
Больше всех подтверждает единство древних пруссов с варягами-россами это почтение одного главного идола по имени, и по знаменованию и по обрядам. Перкун прусский был то же, что у россов Перун, которым Олег клялся грекам при заключении мирного договора.
У обоих народов значился Перун богом грома и молнии; у обоих жрецы приносили ему в жертву огонь неугасимый и казнены были смертью, если угасал он их небрежением…. Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью, и сие имя не должно производить и начинать от времени пришествия Рурикова к новгородцам, ибо оно широко распространенно по восточно-южным берегам Варяжского моря и простиралось с давних лет.
Острова Ругена жители назывались рунами. Курской залив слыл в старину Русна… Рассудив сие и купно (вместе) старое разделение Пруссии на Белую, Верхнюю и Нижнюю, довольно можно себе с вероятностию представить, что древних варягов-россов область простиралась до восточных пределов нынешней Белой России, и может быть, и того далее, до Старой Русы, от которых она создана или наименовалась…. И тут по повелению Олегову Аскольд и Дир убиты. Тела их взнесены на гору, что называется Угорское.
На Аскольдовой могиле поставлена потом церковь святого Николая( Аскольд это Коля из рода Асов) ; Дирова могила — за святою Ириною (Дир это Дева Ира, так же у нас писалось и имя богини Живы — Джива , то есть Дева Жива, потому-то и поставили над могилой Диры церковь святой Иры) По смерти их сел Олег на княжении в Киеве и нарек его столицею всех городов, обладаемых россами. И сим именем прозвались поляне и прочие окрестные славяне его владения (все: ротари, древляне, северяне, саки, кривичи, волыняни и т.д. стали называться русскими, как и сейчас все проживающие в России называются россиянами независимо от национальности)…
Узаконено было издревле, чтобы новогородцы платили в Киев дань повсягодную по две тысячи гривен но Ярослав, прозревая отца своего старость, не исправлял поведенного, удерживая у себя ему должное. Подвигнутый за то на гнев Владимир велел исправлять к Новуграду дороги и мосты, и хотел идти войною на Ярослава, и взять уреченное и мстить сыновнее к родителю презорство. К Ярославу собрались призванные из-за моря для сопротивления варяги.
Междоусобная война восходила подобна грозной туче, однако по Божиему Промыслу нашествием печенегов и преставлением Владимировым отвратилась. (Владимир был убит молнией во время грозы , когда садился на коня чтобы идти войной на сына Ярослава, и был похоронен как колдун потому что славяне считали что молнией Перун поражает бесов, поэтому когда выносили тело то в тереме разобрали стену просунули сквозь дыру покойника и тут же заложили, так предпринимались меры чтобы ни в коем случае колдун не смог вернуться на землю.
Немало имеем свидетельств, что в России столь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели…
Подробнее об этом читайте у Забелина «Русский народ» изд. 1894г.)