Если мы не рабы христианского бога, тогда чьих же Богов мы внуки?
Каждый из нас ещё со школьной скамьи хотя бы бегло знаком с пантеоном греческих, римских, скандинавских, индоиранских, египетских и прочих богов. Мифологию этих народов мы можем свободно найти в учебниках и книгах по истории Древнего мира. Но в этих книгах нет раздела о Древней Руси. Отчего-то принято считать, что славяне, как цивилизованный народ, сложились только после принятия христианства. Хотя исторические, а особенно археологические данные свидетельствуют о том, что наши предки на протяжении многих тысяч лет сохраняли себя как нацию, берегли свой язык, культуру, обычаи, отстаивали территориальную и духовную независимость, когда вокруг рождались и умирали великие государства и империи, порою навсегда исчезали с лица земли многие племена и народы.
Сколько бесчисленных войн вели наши предки с персами, греками, готами. Тысячу лет, то откатываясь, то снова притекая, подобно морским волнам, бились о скальную твёрдость духа наших пращуров железные римские легионы. Приходили полчища могучих авар-обров, надвигались рати беспощадных гуннов, языгов, хазар, печенегов, многих других народов. Где они сейчас? Где непобедимый тысячелетний Рим, чьи вымуштрованные до совершенства легионы топтали своими сандалиями землю Африки и Евразии? Где некогда непобедимый Вавилон?
А обры, могучие высокорослые богатыри, прирождённые воины, о нашествии которых славянские летописцы говорят, что «их было, как песка морского», где этот народ? Сгинули все до единого, осталась лишь поговорка «погибоша, яко обры». Где гунны, армия которых насчитывала около миллиона воинов? Все они исчезли, растворились среди других племён и народов. А славянские племена, которые сражались со всеми ними тысячи лет, как жили на своих землях, так, в основном, живут и сейчас.
Что же за стержень такой имели древние славяне, какую веру, мораль, убеждения, которые помогли им выстоять и победить? Как жили наши предки, о чём мечтали, каким молились богам?
Вопрос о религиозно-философских воззрениях древних славян, как уже отмечалось, чрезвычайно сложен, и прежде всего из-за скудости дошедших до нас сведений. Ведь со времени крещения Руси все древние святилища, боголесья, ведические книги, славянская философия и её носители -волхвы – тотально уничтожались. От древних знаний оставались лишь отголоски, зачастую вырождающиеся в суеверия.
Вторая сложность состоит в удивительной ёмкости понятий и образов, существовавших у древних славян. Поскольку наши предки были неразрывно связаны с природой, являлись её частью и познавали естественные законы изнутри, через себя. то и мировосприятие их было живым, динамичным и многомерным, как сама Природа.
Прежде всего следует сказать, что наши предки не были заурядными политеистами и язычниками, как это принято считать. Мы намеренно не станем дальше употреблять определение «язычество», потому что славяне не считали себя таковыми. А поскольку изначальное название «православие» (прославление Прави) перешло в стан христианства и стало, по сути, антиподом своего значения (как и свастика – чистый древнеарийский знак движущегося солнца – воспринимается сегодня как символ фашизма), то наиболее верным термином, по нашему мнению, отражающим суть мировоззрения наших пращуров, является СЛАВЯНСКИЙ ВЕДИЗМ.
Также созвучны смыслу древнеславянской веры названия «родновера» (родная вера), «родоверие» (вера в Род, каковым именуется Сварог, а также следование родовым традициям), «родославие» (прославление Рода), «родолюбие» и им подобные, но только не «язычество».
Как свидетельствует древнейший летописный памятник дохристианского периода «Велесова книга», «язычниками» славян называли персы, угнавшие наших предков в египетское рабство к Набсуру – царю (Навуходоносору). «Язычниками и варварами» презрительно именовали их римляне и греки. Последние особо преуспели в этом, стремясь опорочить славян перед христианским миром и даже приписав им человеческие жертвоприношения, чего не было в обычаях наших предков.
«БОГИ РУССКИЕ НЕ ПРИЕМЛЮТ НИ ЛЮДСКОЙ ЖЕРТВЫ, НИ ЖИВОТНОЙ, А ТОЛЬКО ПЛОДЫ, ОВОЩИ, ЦВЕТЫ И ЗЕРНО, МОЛОКО, ПИТЬЕВУЮ СУРЬЮ, СБРОЖЕННУЮ НА ТРАВАХ, И МЁД – И НИКОГДА ЖИВУЮ ПТИЦУ ИЛИ РЫБУ. ЭТО ВАРЯГИ И ЭЛЛИНЫ ДАЮТ БОГАМ ЖЕРТВУ ИНУЮ И СТРАШНУЮ – ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ. НО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ТАК ДЕЛАТЬ, ПОСКОЛЬКУ МЫ – ДАЖДЬБОГОВЫ ВНУКИ, И НЕ ДОЛЖНЫ ИДТИ ЧУЖИМИ СТОПАМИ» («Велесова книга» (ВК), дощ. 24-Б).
Один из первых исследователей «Велесовой книги» Сергей Лесной установил, что человеческие жертвоприношения действительно были привнесены на Русь от варягов при князе Владимире и просуществовали не более десяти лет.
Именно Сергей Лесной дал название памятнику «Велесова книга» исходя из упоминания в древнем тексте о том, что книга посвящается богу Велесу. «ВЛЕС – КНИГУ СИЮ ПОСВЯЩАЕМ БОГУ НАШЕМУ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ПРИБЕЖИЩЕ И СИЛА» (ВК, дощ. 16). В славянском пантеоне Велсс исполнял не только функции «скотьего» бога, хранителя земных и небесных стад, но и покровителя искусств, преумножителя богатств, знаний и мудрости.
Каких ещё богов почитали древние славяне и сколько их было? «Велесова книга» даёт следующий ответ: «ЕСЛИ НАЙДЁТСЯ ТАКОЙ ЗАБЛУЖДАЮЩИЙСЯ, КОТОРЫЙ НАЧНЁТ ПЕРЕСЧИЫВАТЬ БОГОВ, РАЗДЕЛЯЯ ИХ В СВАРГЕ, ОН ИЗГНАН БУДЕТ ИЗ РОДА, ПОСКОЛЬКУ МЫ НЕ ИМЕЕМ БОГОВ РАЗНЫХ. ВЫШЕНЬ, СВАРОГ И ИНЫЕ СУТЬ – МНОЖЕСТВО, ПОСКОЛЬКУ БОГ И ЕДИН, И МНОЖЕСТВЕН. И ПУСТЬ НИКТО НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ТОГО МНОЖЕСТВА И НЕ ГОВОРИТ, ЧТО МЫ ИМЕЕМ МНОГИХ БОГОВ» (ВК, дощ. 30).
Как видим, данная философская концепция о богах отличается глубиной и ёмкостью. Понятие Единого бога, который лишь проявляется во всевозможных ликах, то есть «многообразие единого» противопоставляется понятию «много разного» как категории разрозненных элементов, не связанных в единое целое. Поэтому обвинение славян в многобожии оскорбительно для них, ибо в их космогоническом мире нет места ничему случайному, отрывочному – там всё подчиняется незыблемым законам Сварога, законам Прави, Яви и Нави, которые тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.
Обширнейший пантеон славянских богов, впервые представленный в «Велесовой книге», является всеобщей законченной системой, действующей на основе реальных законов Бытия. Во главе этой системы, а вернее, в центре сё находится поразительный образ – ВЕЛИКИЙ ТРИГЛАВ, состоящий из Сварога-Перуна-Свентовида.
СВАРОГ – это Дед богов. Начальник всего Рода божьего. Род-Рожанич, дающий всему сущему Жизнь.( До сих пор бытовало широко распространённое мнение, что РД РЗАНІЕЦ -это Род и Рожаницы. «Велесова книга» не оставляет сомнений, что Род-Рожанич (Род Рождающий) – одно из имён Сварога. «И Род-Рожанич держал нас в сердце отчем и охранял от врагов» (ВК. дощ. 28)).
Сварог – бог Прави, Яви и Нави – основополагающих принципов древней ведической философии, исходящей из триединства мира. (Ср. в китайской философии мир двуедин, он состоит из Инь и Ян). У славян же помимо НАВИ – потустороннего мира, в котором обитают бог и и души умерших пращуров и ЯВИ -мира реального бытия, существовала также ПРАВЬ, – система законов, по которой существуют и развиваются остальные миры. Сварог же является владыкой всего мироздания. Он – Источник Вечной Жизни, Начало-Начал, Вселенная – Осознающая-Сама-Ссбя.
В Риг-Веде говорится о Творце Савитри (аналогия Сварога), у египтян бог Татенен является Праотцом всех богов. Понятие Деда Богов у славян доказывает древнейшее происхождение как этого образа, так и философии славянского ведизма в целом.
Второй лик Великого Триглава – ПЕРУН-ГРОМОВЕР-ЖЕЦ, бог Битв и Борьбы, который ведёт верных по стезе Прави и вращает Сварожьи колёса Яви, колёса Жизни. Он -бог Действия, Вечного Движения, та сила, что преобразует Вселенную.
Третий лик Великого Триглава – СВЕНТОВИД, бог Прави и Яви, бог Света, посредством которого люди приобщаются к миру явскому.
Между тем все три лика – «ЭТО ВЕЛИКАЯ ТАЙНА, ПОСКОЛЬКУ СВАРОГ ЕСТЬ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПЕРУН И СВЕНТОВИД» (дощ. 11 -А). Таким образом, неразрывное единство и взаимоперетекание – вот сущность Великого Триглава.
Божественное начало у славян пронизывает весь Космос, начиная от воплощения в Великом Триглаве, через Триглавы прочие до самых Малых (Стеблич, Листвич, Травич), каждый из которых, тем не менее, занимал своё определённое место в божественной иерархии, являясь составляющими Единого и Неделимого.
Подобно образу Великого Триглава, так же объёмен и многогранен образ Матери-Сва, Матери-Славы – прекрасной Птицы, Матери всех русов и Покровительницы славянских воинов.
На некоторых образах древнеславянской философии -Великом Триглаве и Матери-Сва-Славе – мы ещё остановимся позднее и постараемся раскрыть их полнее.
К слову сказать, пантеон славянских богов оказался не только перечнем божеств, но и славянским земледельческим календарём! Это в очередной раз доказывает, что в мировоззрении наших предков не было ничего случайного и лишнего – оно синкретично, т.е. гармонично сочетало тогдашнюю науку, культуру, философию, религию, людей, богов и весь мир, перетекающий из одного состояния в другое.
Такая стройная, сложная и в то же время по-своему лаконичная и ясная система, пронизывающая всю ткань мироздания, могла сложиться и выкристаллизоваться только за очень долгий период и только в свободном обществе, в котором и жили наши предки, имея демократическое вечевое правление. Это указывает на тот факт, что славянскому ведизму, идущему ещё от ариев, многие тысячи лет – не две, и не три, а по меньшей мере тысяч семь-десять, поскольку известно, – что уже в IV тыс. до н.э. арии расселились от Дуная до Урала.
Аналогичных систем мировоззрения в древнем периоде больше нет. Ближе всех к данной концепции стоит ранний буддизм, который, очевидно, является отголоском ведизма славяно – ариев, привнесённого ими в Индию.
Примечательно, что в славянском ведизме бог и его ипостаси не стеснены рамками конкретного облика, не наделены, скажем, как в греческой мифологии, человеческими страхами и пороками. Они не женятся бесконечное число раз, не враждуют, не мстят, не злорадствуют. Они действительно боги, а не жалкая людская пародия. Перефразируя известную пословицу, можно заключить: «Скажи, кто твой бог, и я отвечу, кто ты!» Поскольку именно представление о богах является отражением той степени кульурно – духовного уровня развития народа, по которой можно судить о его цивилизованности.
Ещё одной важнейшей составляющей философии наших предков был культ чистоты, чистоты духовной и телесной, потому что «СВАРОГ УСТАНОВИЛ ТЕ ОМОВЕНИЯ И КУПАЛЕЦ НА НИХ УКАЗАЛ». Ежедневно утром и вечером славяне «творили мовь», то есть одновременно совершали молитву и омовение. В праздники, прыгая через костёр, очищались также огнём.
Наши предки считали, что с богами их соединяет разум – ОУМ, и не случайно, по их понятиям, душа славянина находится в голове. Не просто верить, а знать и понимать божественный замысел, изучать Сварожьи законы и следовать пути Прави. чтобы после смерти обрести вечную жизнь в прекрасном Рае – Ирии с Богами и Пращурами и продолжать трудиться так же, как и на земле, только без врагов и болезней – вот устремления славянина.
Сама жизнь – суровая и опасная – требовала от волхвов и старейшин истинных знаний Сварожьих законов, а не иллюзорных видений или пустых фантазий. Принять ложную посылку за истинную – значит обречь свой Род на голод, лишения, а порой и гибель. Поэтому так ценились мудрость и знания, накапливались, передавались из поколения в поколение и назывались Ведами.
Можно только догадываться, сколько многотысячелетнего опыта и наблюдений было сосредоточено в славянских Ведах и волховских книгах. Лишь некоторые из дошедших до нас названий таких трудов, как ЗВЕЗДОЧТЕЦ, ВОЛХОВНИК, КОЛЕДНИК, ГРОМОВНИК, ТРАВНИК, МОЛНИЯЛЬНИК, ПОТОЧНИК, ПУТНИК, ТРЕБНИК, СНОСУДЕЦ, ЧАРОВНИК, МЫСЛЕННИК, ТРЕПЕТНИК, ПТИЧНИК, также упоминаемые в Стоглаве XVI века «отречённые» книги РАФЛИ, ШЕСТОКРЫЛ, ВОРОНОГРАЙ, ОСТРОМИЙ. ЗОДЕЙ, АЛЬМАНАХ, АРИСТОТЕЛЕВЫ ВРАТА и другие, говорят о широком спектре древних наук, соответствующих нынешним астрономии, агрономии, ботанике, географии, медицине и прочим.
Наши пращуры считали себя детьми и внуками богов, а не рабами их. Силы, правящие мирозданием у славян, не были антагонистическими: Чернобог и Белобог – две стороны Бытия, как День и Ночь, – они противодействуют, «сражаются по обе стороны Сварги», но в то же время являются силами, уравновешивающими мир. Так же и с образами МОРА /МОРОКА/ и МАРЫ – богов Мрака, Зимы и Смерти: угасание, холод – одно из состояний вечного круговорота Вселенной, без распада нет возрождения, без Смерти нет Жизни. Все проявления в Природе – разновидности сё естественного состояния. И это глубочайшее понимание божественных закономерностей было свойственно древним славянам гораздо более ясно, чем нам, оторванным от Природы, изнеженным «благами цивилизации», часто забывающим свою связь с единым организмом Земли и Космоса.
Ежедневная конкретная забота о пище, семье, безопасности Рода, частые войны, переселения, всяческие тяготы, тем не менее, не убавляли оптимистичного, жизнеутверждающего мироощущения наших предков. Напротив, в испытаниях и лишениях тысячелетиями отсеивались «ложные сущности», оставляя только краеугольные камни Истины, из которых строился фундамент действительных ВЕД.
Сегодня мы, как цивилизованные люди, а тем более прямые потомки древних славяно-ариев, просто обязаны знать, помнить и сохранять, как величайшее наследие человечества, подобно египетским пирамидам и храмам древних ацтеков и майя, сокровищницу многотысячелетнего опыта наших Пращуров, для которых весь мир являлся ВСЕЛЕНСКИМ ХРАМОМ ГАРМОНИИ!
Из докладов на Первом Международном Конгресс-фестивале Всемирной Культуры «ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» – Истоки, Пути, Итоги развития и прогресса Мировой Культуры и её будущее. 14-15 сентября 2000г. Никополь и 13-14 сентября 2001г. Днепропетровск, Украина.