Особенности палочных боёв на Руси
В числе народных воинских состязаний в классических работах по этнографии восточных славян повсеместно упоминаются палочные бои.
Первые из известных свидетельств об обычае состязаний палочных бойцов относятся к XII-XIII векам. В одном из фрагментов «Книги Степенной Царского родословия» сообщается, что в «некия праздники сходящиеся… деревянным ослопием бьяхуся и убивахуся».
Летописные предания связывают возникновение этого обычая в Новгороде со свержением идола Перуна. Так, Софийская первая летопись повествует: «И вринуша» его в Вохов. Он же, пловя сквозь великы мост, верже палицу свою и рече: «На сем мя поминают новгородскыя дети». По Густынской летописи, поверженный идол Перуна, плывя по Волхову, «верже… палицею… на мост и уби тамо мужей килка… новгородцев, яко оттоле в сие время… коеждо лето на том мосту люди собираются и разделишася надвое играющее убиваются».
О широком бытовании палочных боёв в средневековом Новгороде свидетельствует то, что этот обычай упомянут в проекте договора новгородцев с немецкими городами 1270 года.
О палочных боях упоминает австрийский дипломат С. Герберштейн, посетивший Московию в 1517 и 1526 годах, а через сто лет другой иностранец А. Олеарий. В 1612 году поляки запретили завозить в Москву колья, так как Москвичи искусно владели палочным боем и представляли серьёзную угрозу захватчикам.
О хорошем владении приёмами боя на палках населением Троице-Сергиева Посада свидетельствует адресованное им историческое присловье: «Троичане. Поляки с пушками, а мы с клюшками».
Имеется целый ряд известий о широком, повсеместном бытовании этого обычая в последующее время.
Таким образом, в средневековой Руси палочное противоборство представляло собой не обиходную драку, а «примерный бой», состязание, хотя и весьма жестокое, чреватое травмами и увечьями для бойцов.
О состязательно-игровом характере палочных боёв свидетельствует и сообщение побывавшего в Московии в 1663 году английского дипломата графа Карлейля, отметившего, что здесь «в праздничные дни молодые люди имеют обыкновение собираться и развлекаться ударами кулаков и палок», обижаться за это считается между ними неприличным».
В начале XX веке автор известного исследования об истории кулачных боёв на Руси А.А. Лебедев писал о найденной в 1908 году приписке в Никоновском списке «Степенной книги», сообщающей о сожжении в 1652 году патриархом Никоном дубинок, которыми бились палочные бойцы в Новгороде, что «это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища».
Описание или упоминания обычая состязаний палочных бойцов встречаются в различных источниках на протяжении почти тысячелетия, вплоть до начала 1930-х годов. Большая их часть из великорусских районов, Урала и Сибири.