Такая ли мрачная и опасная религия Вуду
Вуду – одна из наиболее интересных афро-карибских религий. В сознании большинства людей Вуду ассоциируется с темными колдунами, насылающими порчи и проклятия, протыкающими куклы своих врагов иглами и поднимающими мертвых из могил. Подобные представления о Вуду внушила нам современная киноиндустрия фильмов ужасов.
Реальность имеет мало общего с этим представлением. Вуду – это, прежде всего, религия. Ее последователи почитают бога, божеств-духов и умерших предков, устраивают церемонии в честь религиозных праздников и приносят жертвоприношения.
В эту религию также входит понятие колдовства. Жрецы Вуду снимают проклятия и исцеляют людей, но есть, конечно, и колдуны, практикующие темную магию – в их существовании и заключены корни негативного отношения к Вуду. Однако не стоит забывать, что Вуду – в первую очередь религия, а не магическая система.
Эту религию практикуют жители Кубы, Гаити и отдельных частей США. Вуду является синтетической религией – то есть сочетанием разных вероучений.
Вуду как религия зародилась на Гаити во времена колониального рабства. Завоеватели (сперва испанцы, позже французы) силой перевозили африканцев на остров Гаити в качестве рабов. Первые рабы были привезены на Гаити в 1500 году, рабовладельцы навязывали им католицизм, запрещая практиковать народные вероучения. Однако рабовладельцы не объясняли основные заветы католического учения, поскольку боялись, что рабы, проникнувшись христианской религией, осознают, что рабство безнравственно, а сами они являются такими же полноценными людьми, как и хозяева. В результате африканцы принимали атрибуты католической веры и, прикрываясь ею, продолжали поклоняться божествам своих народов.
Постепенно религии начали объединяться. Африканцы нашли общие аспекты в своих традиционных вероучениях и католицизме: поклонение Всевышнему Богу, жизнь после смерти, существование сверхъестественных сил. В обеих религиях прослеживается идея о существовании духов, помогающих людям и являющихся связующим звеном между Богом и людьми (у католиков это святые, у африканцев – loa).
Таким образом, можно сказать, что и рабы, и рабовладельцы почитали одних и тех же богов и божественных духов, называя их разными именами. Религия помогла рабам сохранить свое культурное наследие, не смотря на нападки их владельцев.
Африканцы перевозились на Гаити в качестве рабов преимущественно из двух регионов Африки: Конго и Дагомеи. В этих регионах не существовало ортодоксальных вероучений, а, следовательно, все традиции были склонны к гибкому приспособлению. После того, как жители этих регионов оказались на Гаити, они начали создавать национальные общины для поддержки и помощи своим соотечественникам. Смешение традиций католицизма и народных вероучений, образование религии Вуду помогло создать связь между общинами.
Африканцы начали почитать не только своих традиционных богов, но и богов других вероучений. В процессе зарождения новой религии они адаптировали и унифицировали ритуалы разных племен. Разные религиозные группы объединились в новую религию – Вуду.