Симбиоз холодного и огнестрельного оружия
Казалось бы, чем можно улучшить нож? Сама его конструкция не оставляет большого выбора: клинок, рукоятка да гарда. Что здесь совершенствовать? Ан нет, уже не первый век конструкторы-оружейники работают над формой клинков, экспериментируют с различными сортами стали и способами заточки и так далее. Более того, уже никого не удивишь ножом, в рукоятке которого размещен специальный контейнер с «набором выживания». А ведь по виду такой нож почти ничем не отличается от других.
Надо сказать, рукоятка была и есть довольно интересной частью ножа. К примеру, иногда на ее головке размещается т.н. шоковый шип, а вариантов эргономики существует великое множество. Одним из направлений «интереса» к рукояти ножа долгое время оставались попытки вписать в нее стреляющее устройство. Появлялись различные конструкции и даже опытные образцы. Но, к сожалению их авторов, все эти «гибриды» огнестрельного и холодного оружия оставались только экспериментальными. До более-менее крупной серии подобное оружие удалось довести только советским оружейникам.
В конце шестидесятых, вскоре после появления бесшумных патронов с отсечкой пороховых газов, сотрудники ЦНИИ Точмаш и Тульского оружейного завода начали работы по «скрещиванию» холодного оружия и оружия огнестрельного. Стреляющее устройство для ножа делалось под бесшумный патрон СП-3. Этот боеприпас был выбран по одной простой причине: стреляющий нож делался в качестве спецсредства для бойцов спецподразделений, он должен был помогать ликвидировать противника, что называется, без шума и пыли. Что интересно, вся линейка советских патронов с отсечкой пороховых газов была создана по схожим причинам. Дело в том, что И.Я. Стечкин, создавая в 50-х стреляющий портсигар, так и не смог вписать в габариты компактного аксессуара хоть какой-нибудь приличный глушитель. Вот и пришлось вернуться к идее родом из двадцатых годов. В патроне СП-1, который был сделан специально для портсигара, как и в нескольких других боеприпасах семейства «СП», пороховые газы выталкивают пулю не самостоятельно, но через специальный пыж-поршень. При выстреле поршень выбивает из горлышка гильзы пулю, а сам застревает в ней. Газы остаются внутри гильзы из-за чего не могут создать т.н. дульную звуковую волну. Выстрел получается почти полностью бесшумным – слышен только звук движущихся частей оружия.
Патрон СП-3 (7,62х38 мм) оснащается стандартной «трехлинейной» пулей от промежуточного патрона 7,62х39 мм, что позволило немного удешевить его. Кроме того, этот патрон изначально создавался для специальных пистолетов МСП и С4М, которые были предназначены для тихих ликвидаций «объектов» вне боевых условий. Серийная пуля должна была запутать людей, проводящих расследование убийства. Однако при создании стреляющего устройства для ножа конструкторы вряд ли исходили из этих же соображений. Просто на конец 60-х патрон СП-3 был самой совершенной конструкцией из всех советских боеприпасов с отсечкой пороховых газов.
За основу для ножа со стреляющим устройством был взят нож разведчика НР-43 «Вишня». Это же сказалось и на названии проекта – из буквенно-цифрового индекса «Вишни» убрали цифры и добавили литеру «С», за которой крылось слово «стреляющий». В итоге новый нож получил название НРС. Также потребовалось изменить форму клинка, а именно той его части, которая находится внутри рукоятки и значительно доработать форму последней. В полости внутри рукояти размещается стреляющее устройство. Оно состоит из основания-затвора, ударно-спускового механизма и ствола с патронником. Ствол длиной в 60 мм сделан съемным и является единственной снимаемой деталью при работе со стреляющим устройством. Однако при надобности из рукояти можно извлечь все стреляющее устройство целиком, но это не является частью подготовки к выстрелу. В своей дульной части ствол сопряжен с шайбой замыкателя, а на казенной имеется патронник. Автоматики в ноже НРС не предусмотрено. Заряжание и перезарядка производятся вручную. Для этого при помощи специального рычажка ствол с патронником поворачиваются вокруг своей оси, благодаря чему происходит отпирание затвора, после чего ствол можно вынуть поступательным движением. В патронник вручную вставляется патрон и все операции производятся в обратном порядке. Запирание ствола производится его поворотом, на два боевых выступа на патроннике и на выступ замыкателя. Ударно-спусковой механизм расположен за казенной частью ствола. Для его взведения требуется потянуть до упора рычаг, находящийся на боковой поверхности рукояти ножа. Спуск производится при помощи кнопки рядом с дулом стреляющего устройства. С другой стороны головки рукояти находится рычажок предохранителя, блокирующий спусковую кнопку. После производства выстрела требуется вручную вынуть ствол с патронником и извлечь из него гильзу. Для облегчения экстракции горячей гильзы на верхней дуге гарды имеется полукруглый вырез. Специфика применения НРС предусматривает стрельбу исключительно с небольших дистанций. В таких случаях можно вести и бесприцельный огонь, но работники ЦНИИ Точмаш и ТОЗ оснастили нож прицелом. На нижней дуге гарды сделан вырез-целик, а на нижней поверхности рукояти – мушка. НРС оснащался такими же ножнами, как и «Вишня».
Первый вариант Ножа разведчика стреляющего был выпущен сравнительно небольшой серией, что позволило собрать информацию по плюсам и минусам конструкции. Одновременно с этим в конце 70-х в ЦНИИ Точмаш создали новый патрон с отсечкой газов. СП-4 отличался от своих предшественников остающимся внутри гильзы и не выступающим из нее поршнем и новой пулей, приспособленной для стрельбы на небольшие дистанции. Оружейники с ТОЗ отреагировали на новый патрон модернизацией стреляющего ножа. НРС-2 был сделан в соответствии с характеристиками нового патрона. Новое стреляющее устройство почти ничем не отличалось от старого. Зато серьезные изменения претерпел клинок. «Щучка» лезвия была заменена на снижающуюся линию обуха – оказалось, что такая форма более эффективна для прокалывания толстой одежды. Клинок НРС-2 стали делать из стали 25Х17Н2БШ и покрывать «черным хромом». Пилка на корневой части обуха клинка осталась без изменений.
НРС-2 также получил новые ножны. Их пластиковая конструкция объединяет в себе сразу несколько инструментов. На торцевой поверхности ножен имеются кусачки. Они состоят из двух половин, одна из которых жестко закреплена на ножнах, а вторая – крепится на винте и оснащена длинным рычагом. На стационарной части кусачек есть небольшой выступ-отвертка. Утверждается, что при помощи ножен можно перерезать телефонный кабель толщиной до пяти миллиметров или стальную проволоку толщиной в 2,5 мм, свитую в две жилы. Пластик-изолятор позволяет резать провода, находящиеся под напряжением до 380 вольт. Ножны крепятся к обмундированию бойца двумя способами: на поясном ремне при помощи кожаного подвеса или на ноге при помощи текстильно-резинового. К подвесной системе помимо ножен с ножом крепятся небольшой подсумок для патронов и пенал с принадлежностями для чистки стреляющего устройства и правки клинка.
Оба стреляющих ножа создавались для обеспечения поражения противника сразу двумя способами. При этом балансировка НРС и НРС-2 позволяет не только бить или резать ими, но и метать. Однако в случае с НРС частые броски не рекомендовались из-за возможности повреждения стреляющего механизма. По этой причине в комплект ножа НРС-2 входит специальный вкладыш, масса которого равна массе стреляющего устройства. Для отработки метания ножа боец может вынуть стреляющий механизм и установить на его место вкладыш. Благодаря этому можно тренировать меткость броска без риска остаться в бою без стреляющей механики.
НРС и НРС-2 использовались и используются в спецподразделениях для выполнения специфических боевых задач. О конкретных случаях боевого применения этого оружия, к сожалению, неизвестно. В то же время, исходя из боевых характеристик, можно с большой точностью строить предположения относительно особенностей применения. Это ликвидация часовых, повреждение коммуникаций и т.д. С отечественными стреляющими ножами связана любопытная история: НРС делался на основе существующего «обычного» боевого ножа. НРС-2, а именно его клинок, делался в некоторой мере с нуля. Конструкция лезвия второго стреляющего ножа оказалась настолько удачной, что военные захотели получить аналогичное оружие, но без стреляющего устройства. В результате появился нож НР-2, в рукоятке которого помещается пенал с «набором выживания».