Матриархат 21 века в племени Мосуо
Можно ли представить себе, что в наше время можно жить без постоянных жён и мужей, при этом не испытывая недостатка в любви, половой жизни и количестве детей. Однако такая ситуация вполне реальна, а чтобы убедиться надо только проехаться до Гималаев
В северной части провинции Юньнань, недалеко от восточной гряды Гималаев, на высоте 2700 метров на берегу озера Лугу обитает удивительный народ мосуо. Считается, что именно здесь сохранилось последнее матриархальное общество в мире, насчитывающее 40 000 жителей.
У подножия Гималаев не знают понятий: измена, неверность и брак . Начиная с 13 лет, женщины выбирают любое количество мужчин, на сколько хватит сил и желания. Детей воспитывают исключительно женщины, при этом всех мужчин называют дядями, отцовство никогда не обсуждается.
Здесь нет слов «отец» или «муж». Совершенно невинный вопрос , заданный любому ребенку из племени Мосуо, кто твой папа, рождает искреннее удивление и недоумение. Девушки не ждут того дня, когда в свадебном платье выйдут навстречу жениху. Парни не женятся. Дети никогда не оставляют дом матери. Все племя образует единый мощный клан. Под одной крышей живут иногда целых три поколения – шумная многочисленная семья. Старейшина рода – женщина.
Знакомства начинаются с танцев. На танцы собираются всем селением. Девушки в длинных полотняных юбках и с лентами в волосах ждут первой музыки. Парни чинно сидят на деревянных скамейках, расставленных по периметру площадки. Танец для них– это своего рода любовная прелюдия. Мосуо успевают о многом сказать друг другу, кружась в затейливом танце. То, что не получается произнести вслух. Самое сокровенное: кто кому нравится. Если в танце юноша коснется кончиками пальцев ладони девушки, она поймет, что очень заинтересовала его. Словом, танец у мосуо – это аналог европейского признания в любви.
Ну, а когда все определились со своими предпочтениями, в дело вступает уникальный обычай племени – «цун-хун». Это особая разновидность флирта и близости, которую антропологи сравнивают с европейским гостевым браком. Девушке, достигшей зрелости (как правило, в 13 лет), вручают ключ от собственной комнаты в большом родовом доме. С этого момента она получает право беспрепятственно принимать у себя мужчин. Если только захочет открыть двери своему избраннику.
Ночное свидание ни для кого не тайна, однако обычай требует, чтобы гость вошел, когда все в доме спят глубоким сном, и покинул возлюбленную также незамеченным. А чтобы никто не побеспокоил уединившуюся парочку, на крючке, вбитом возле дверей, вешается шляпа – таково неписаное правило здешних рандеву. Каждый вечер все братья, живущие под одной крышей, покидают «материнский дом», и тогда к их сестрам приходят возлюбленные.
Иногда пара встречается несколько лет подряд, но, бывает, встреча остается единственной. В любом случае, если итогом такого гостевого брака стало рождение ребенка, воспитанием малыша будет заниматься вся семья. А братья девушки заменят ему отца. Свободная любовь, не обремененная никакими обязательствами, и счастливое материнство…
Для племени мосуо – это норма. Здесь никто не клянется в верности и не обещают любить всю жизнь. А когда страсти утихают, пара расстается, но об этом знают только они двое. Причем на детях происшедшее никак не отражается: они продолжают расти в атмосфере всеобщей любви и под опекой всей семьи. Братья матери с самого рождения воспринимают их как своих собственных и всегда остаются рядом с ними.