Камнеметалки - самое мощное оружие прошлого
Большой стенобитный требушет рассчитан на метание каменных ядер весом по 100–150 кг, то есть диаметром 40–50 см, на расстояние не менее 150–200 м. Такой вес ядра является оптимальным компромиссом между ударной мощью и удобством обтесывания вручную и переноски на носилках. Расстояние в 200 м все еще позволяет стрелять точно, но избавляет от необходимости помещать машину в зоне прицельной стрельбы из луков и преодолевать внешние укрепления (рвы и валы).
Из этих базовых требований, известных по средневековым письменным источникам, вытекают габариты машины – метательный рычаг длиной 10–12 м, опорная стойка высотой около 7 м, противовес порядка 10–15 тонн. Команда из 40 плотников средней квалификации под началом опытного ингениатора (мастера по изготовлению и применению требушета) сооружает стенобитный требушет из дубового бруса дней за десять, опытный каменщик обтесывает одно ядро за 5–6 часов. Правильно построенная и пристрелянная машина способна устойчиво попадать в квадрат площадью 5х5 м со скорострельностью около двух выстрелов в час. В результате за несколько часов пробивается брешь в двухметровой гранитной стене, стандартной для замков XIII–XIV веков.
Конструкция требушета проста и очевидна – любой мастеровитый человек может соорудить небольшую модель и убедиться в ее дееспособности (этим баловались уже в позднем Средневековье). Но есть и свои секреты. Идеальное соотношение между противовесным и метательным плечами рычага должно составлять 5,5:1. Праща должна быть как можно более длинной, но не задевать за землю после выхода из желоба, куда ее укладывают перед пуском. Очень важна прочность всей деревянной конструкции и пращи – только опытный ремесленник может найти компромисс между экономией материалов и долговечностью. Оси противовеса и метательного рычага для легкости вращения смазывают свиным жиром.
Зубец должен быть достаточно прочен, но способен сгибаться или менять длину – от его наклона и длины зависит момент раскрытия пращи и, следовательно, траектория полета снаряда. Впрочем, вертикальную наводку можно менять и изменением длины пращи (для этого на ней можно сделать набор петель вместо одной), а также и весом противовеса, хотя последний метод более груб. Горизонтальную наводку осуществляют, подцепляя ломом станину. Поскольку машину тяжело передвигать таким способом (даже с разгруженным противовесом она весит тонн семь), лучше ее сразу строить на правильном месте.
Важно продумать конструкцию спускового устройства (есть несколько подходящих типов замков), от этого зависит техника безопасности. Разным может быть и устройство ворота – кто-то предпочтет вертикальный ворот, кто-то горизонтальный кабестан, а для больших машин особенно популярны «беличьи колеса» (чем больше диаметр ворота, тем выше передаточное число).
Хотя требушет с противовесом происходит от тягового, они принципиально различаются. КПД требушета с противовесом значительно выше, поскольку он может использовать пращу максимальной длины. Он экономит и людские ресурсы. Его движитель, то есть противовес, не накладывает ограничений на мощность – можно обеспечить метание снарядов даже в тонну весом. Главное же, из требушета с противовесом возможна предсказуемая стрельба.
Заметим, что стрельба из требушета не является в строгом смысле «точной». Из большого требушета нельзя прицелиться, чтобы надежно поразить мишень первым выстрелом. Это первое в истории орудие, стреляющее «артиллерийским» способом, то есть «захватом в вилку». Первый выстрел можно рассчитать только приблизительно (для этого желательно обладать геометрическими познаниями), но грубость конструкции в любом случае вызовет большую погрешность. Затем корректируется горизонтальный угол и крутизна траектории, промахи уменьшаются, и наконец цель накрывается, после чего можно делать повторные выстрелы из найденного оптимального положения до окончательного результата.
В то же время использование ворота для подъема противовеса резко снижает скорострельность. Поэтому большой требушет выгодно использовать только против крупных, прочных, неподвижных целей – для разрушения стен, домов, вражеских метательных машин, таранов, осадных башен. Достоинством является и способность метать снаряды любого размера и формы, включая живых и мертвых пленных, разную падаль для передачи заразных болезней и т.д.
Сегодня конструкция средневекового требушета кажется нам простой и очевидной, но для человека того времени это было не так. Надо было обуздать, расчетливо использовать такую силу, какую он прежде никогда себе не подчинял. Ни одна торсионная катапульта и близко не сравнится с мгновенно высвобождаемой энергией 20-тонного противовеса, падающего с высоты 5–10 м. Для средневековых людей это было сродни покорению ядерной энергии.
Такое тяжелое устройство было непросто изготовить, очень трудно передвинуть, тщательно отесанные и взвешенные ядра стоили недешево. Очень важен был выбор оптимальной конструкции и наиболее уязвимого места в разбиваемой стене, предварительный расчет траектории стрельбы, увязка траектории с весом снаряда, противовеса, длиной пращи, наклоном зубца. Любая ошибка стоила дорого, зато и результаты ценились по достоинству. Раньше надо было засыпать ров, сделать насыпь к стене, подтащить вплотную тяжеленный таран и долго им долбить под градом глыб, бревен и потоками горящей смолы, выливаемой сверху. Сотни и тысячи людей трудились месяцами и не всегда успешно. Теперь с той же задачей справлялись человек сто за пару недель и без большого риска.
Позже именно от слова «ингениатор» произошло слово «инженер». Изучение работы требушета с противовесом породило первые средневековые попытки задуматься над понятиями гравитации и вектора силы.
Каким бы шагом вперед ни был стенобитный требушет, уже в 1330-х годах он стал отставать от развития обороны. Стены крепостей стали толще, а главное, развилась техника контрбатарейной борьбы – легкие оборонительные требушеты были более скорострельными и разбивали тяжелые осадные машины еще до того, как те успевали сделать пролом в стене. Началась эпоха пороховой артиллерии. Окончательно бомбарды взяли верх в Европе в 1420-х. Некоторое время требушеты еще использовали для метания зажигательных снарядов навесом, но затем эту роль взяли на себя мортиры. Последний пример использования требушетов в Европе относится к 1487 году (осада испанцами мавританской Малаги). Но в Средней Азии в Кокандском ханстве они продержались до 1808 года!
Теперь это столь же простое, сколь и остроумное устройство тешит реконструкторов всех мастей. Трудно придумать другой способ прочувствовать все прелести артиллерии с такими малыми затратами и усилиями.
Главным достоинством тягового пращемета была исключительная простота изготовления и применения. С собой необходимо иметь только веревки и несколько небольших простейших металлических деталей, все остальное плотник средней квалификации может изготовить на месте за считанные часы. Для метания используются камни или горшки со смолой. Тянуть веревки способны даже женщины и старики. Минимальный навык требуется только от наводчика – воина, который висит на праще перед запуском, ориентируя ее в горизонтальной плоскости. Современные энтузиасты ухитряются метать до 1000 булыжников в час, а скорострельность 10 выстрелов в минуту считается нормальной. Это сравнимо с темпом стрельбы опытного лучника. Из этого орудия можно стрелять навесом, что позволяет перебрасывать снаряды через крепостные стены.
В то же время ни о какой точности говорить не приходится, стрельба производится только приблизительно в сторону цели на дальность 50–100 метров. Причем эти недостатки органичны для тягового требушета – невозможно добиться, чтобы тяговая команда производила каждый выстрел с одинаковой скоростью. В Китае применялись машины со 125 тяговыми веревками на два человека каждая, запускающие 60-килограммовые камни, но и они стреляли не далее 70–80 метров.