Царь-танк, самый большой танк в мире
Русский инженер-изобретатель Лебеденко в 1914 году для выполнения оборонного заказа поставил задачу по разработке боевого аппаратта массой 2,5 тыс. пудов в виде гигантского орудийного лафета с диаметром ходовых колес 9 м и скоростью их вращения 10 об/мин. Предполагалось, что при этих параметрах машина без труда одолеет окоп, ров, вертикальную стенку, раздавит избу. Изделие называли «Царь-танк» или «танк Лебеденко». Документальное название проекта – «Нетопырь».
Каждое ходовое колесо приводилось в движение своим собственным мотором «Майбах», мощностью 240л. с. при 2500 об/мин. Эти моторы были сняты с подбитого «Цеппелина».
Предусматривалось, что к фронту машина будет доставлена в разобранном виде большими секциями и собрана на болтах. Вооружение: два орудия и пулеметы.
В августе, в присутствии представителей армии, приступили к её испытанию. В них, кроме Лебеденко принимали участие Б.Стечкин (будущий академик, видный ученый в области гидроаэромеханики и теплотехники) и А.Микулин (будущий академик, выдающийся конструктор авиационных двигателей)
Микулин поднялся по трапу и занял место водителя, Стечкин запустил моторы. Гигантские колёса начали медленно поворачиваться. Машина пошла, сломав, как спичку, близстоящую берёзу. Сквозь амбразуру Микулин хорошо видел, как все собравшиеся зааплодировали, солдаты дружно закричали «ура!!!». Пока двигались по гати, а это метров десять, все шло нормально, но только вышли на мягкую почву, задняя тележка попала в канаву и «Мастодонт» встал как вкопанный. Двигатели натужно ревели, колёса проворачивались, но мощности, чтобы «сняться с якоря», не хватало. На том, собственно, все и закончилось.
Вскоре по решению технической комиссии, наблюдавшей за постройкой машины, прекратилось выделение средств, обещанных на доводку конструкции: во-первых, двигатель требовал очень длительной доводки; во-вторых, своевременно оценили чрезвычайную уязвимость машины на поле боя.
«Царь-танк» и сейчас является самой крупногабаритной машиной из когда-либо сооруженных в практике мирового танкостроения. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы представить последствия картечного залпа по ступицам ходовых колес или сосредоточенного шрапнельного обстрела. Причем даже незначительное повреждение колес грозило надолго вывести машину из строя. Перечень непреодолимых недостатков конструкции дополняют высокое удельное давление на грунт и невозможность ведения стрельбы в секторах, перекрытых ходовыми колесами.