Загадочные судьбы древних библиотек!
Древние библиотеки, содержащие всю глубину познаний античных цивилизаций, в старину порой называли хранилищем мудрости, приютом мысли, но словно какая-то мистическая предопределенность сопутствовала судьбе великих библиотек старины: одни безвозвратно уничтожены, а другие спрятаны так искусно, что найти их не могут и по сей день...
Нинивея.
Одним из первых собирателей письменных источников стал ассирийский царь Ашшурбанипал, живший в VII в. до н.э. “Царь царей, царь четырех сторон света , как именовали его подданные, построил в Ниневии огромное здание для библиотеки, где хранилось более 20 тыс. книг, повествовавших о культурном и научном наследии древнего мира. Фактически это были комплекты глиняных клинописных табличек. Многие книги имели 100 и более “несгибаемых страниц”, изготовленных из специальной глины и обожженных для прочности. Образно говоря, такая библиотека в огне не горела, да и в воде пропасть не могла. Не боялась она, что немаловажно, ни мышей, ни крыс. Но нашлись у древних текстов враги пострашнее - невежество и религиозное мракобесие людей. Когда войска мидян и вавилонян в 612 г. до н.э. взяли Ниневию штурмом, то прежде всего расправились с защитниками города, а затем принялись дробить глиняные таблички. Так книги превратились в груду черепков...
Холм Куюнджик, на котором некогда высилось грандиозное книгохранилище, археологи раскопали только в XIX в. Чудом уцелевшие фрагменты табличек сейчас хранятся в Британском музее.
Пергам.
В Пергаме - столице одноименного царства в северо-западной части Малой Азии - во II в. до н.э. научились изготавливать пергамент (прежде рукописи существовали в виде папирусных свитков), и книги обрели форму, близкую к современной. Технология его производства достигла совершенства: этот материал некоторое время использовали для печати книг даже после изобретения бумаги.
По всему античному миру гремела слава о Пергамской библиотеке, в которой хранилось свыше 200 тыс. рукописей и манускриптов. Это уникальное книгохранилище находилось в Акрополе под защитой богини Афины. Но даже такое заступничество не спасло библиотеку от тотального разграбления, когда Пергам, утратив независимость, стал провинцией Рима. Полководец Марк Антоний, один из сторонников Юлия Цезаря, руководствуясь собственной прихотью, подарил почти все книжные сокровища Пергама египетской царице Клеопатре, стремясь задобрить ее после того, как по вине римлян сгорела значительная часть Александрийской библиотеки.
Александрия.
В результате “силового” слияния двух лучших книжных собраний античного мира фонды хранения Александрийской библиотеки составили 700 тыс. единиц. На полках этого колоссального, даже по сегодняшним меркам, книгохранилища были собраны редчайшие египетские папирусы, свитки с Востока, пергамента Дельф, рукописи Платона, а также не дошедшие до нас произведения Аристофана, Гомера, других выдающихся авторов.
Библиотека была частью Александрийского мусейона - главного научного и учебного центра Александрии Египетской. Считается, что именно здесь Архимед изобрел водяной насос, Эратосфен измерил диаметр Земли, Евклид написал свой главный труд “Начала” (15 книг), содержащий основы античной математики, а Клавдий Птолемей написал “Альмагест” - энциклопедию астрономических знаний древних. Здесь же трудилась Гипатия (Ипатия) - женщина-математик, астроном и философ. Когда библиотеке стало тесно в основном здании, при храме бога Сераписа построили филиал Серапейон, куда перевезли свыше 40 тыс. манускриптов.
Но и эта великолепная сокровищница античной мысли безвозвратно погибла.
В 391 г. н.э. римский император Феодосии I (тот самый, что запретил Олимпийские игры, сочтя их языческими) спровоцировал погром библиотеки, которая воинствующим активистам ортодоксальной христианской церкви представлялась “храмом сатаны”.
Последнюю точку поставили воины халифа Омара, захватившие Александрию в 641 г. Причем даже когда халифу доложили, что некоторые из захваченных рукописей не противоречат Корану, завоеватель повелел бросить их в костер... Великолепная библиотека, жемчужина античной культуры, вобравшая фонды Пергамской библиотеки, а также личной библиотеки Аристотеля и других выдающихся мыслителей, погибла практически полностью...
Москва.
Помимо варварски уничтоженных, есть спрятанные библиотеки. Наиболее известной слывет либе-рея Ивана Грозного, в,основу которой легло обширное собрание книг, привезенных в Москву в качестве приданого племянницей последнего византийского императора Константина XI Софьей Палеолог, ставшей женой великого князя Ивана III - деда Ивана Грозного. По неизвестной причине накануне своей смерти Иван III спрятал книги в кремлевских катакомбах.
Его сын Василий III обнаружил книги случайно и показал их богослову Максиму Греку. После осмотра находки тот пришел в восторг. Однако история фатально повторилась: перед смертью Василий III тоже зачем-то спрятал книги в том же подземелье под Кремлем. И снова фолианты были обнаружены наследником - теперь уже Иваном IV.
В отличие от отца и деда, Иван Грозный постоянно обращался к византийским книгам, пополнял собрание и позаботился о реставрации ветшающих экземпляров. А затем, словно следуя некоему тайному зову, царь тоже спрятал либерею, да так надежно, что вот уже более четырех веков ее не могут найти.
Самарканд.
В тот исторический отрезок времени, когда Константин только готовился стать византийским императором, за тысячи километров от Босфора, в далеком Самарканде, решалась судьба еще одной великой библиотеки Средневековья - библиотеки Улугбека, внука знаменитого завоевателя Тамерлана. “Железный хромец”, который провел в военных походах 37 лет, покорив 26 больших
и малых царств, слыл известным покровителем наук, искусств и ремесел. Из дальних походов он привозил в свою столицу плененных ученых, архитекторов, художников, мастеров. Именно при Тамерлане Самарканд превратился в архитектурную жемчужину, слава о которой гремела по всему Востоку и далеко за его пределами. Кроме того, он привозил ценнейшие книги и рукописи из Малой Азии, Турции, Персии, Индии...
После смерти Тамерлана его империя распалась на две части: в Хорасане (со столицей в Герате) правил сын завоевателя Шахрух, а в Мавераннахре (с центром в Самарканде) - сын Шахруха Улугбек. Улугбеку и досталась уникальная библиотека, собирать которую начал его грозный дед.
Улугбек слыл одним из наиболее просвещенных правителей Средневековья, собравшим вокруг себя плеяду выдающихся восточных ученых, например, Казызаде Руми, которого современники называли Платоном своего времени, а также Али Кушчи, имевшего не менее лестное прозвище Птолемея Востока. Львиную долю времени Улугбек посвящал научным занятиям, прежде всего в построенной им же обсерватории. Главный труд Улугбека “Новые астрономические таблицы” содержал сведения о 1018 светилах, практически не отличающихся от современных.
Немудрено, что далеко не всем при дворе нравилась научная и просветительская деятельность Улугбека, который в 1447 г., после смерти своего отца Шахруха, стал главой династии Тимуридов.
Заговор зрел буквально на глазах. Предатели сумели склонить на свою сторону даже сына Улугбека -Абдулатифа.
Улугбек предчувствовал беду. Он понимал, что, придя к власти, невежественные фанатики могут уничтожить созданную им научную базу. Обсерватория была обречена, а вот библиотеку следовало срочно спасать. Улугбек призвал Али Кушчи, и тот рассказал, что в горах, неподалеку от селения Кеш, откуда он родом, есть множество пещер, где легко можно спрятать библиотеку. На том и порешили. Книги - несколько тысяч томов - уложили в кованые сундуки, и темной ночью караван отправился в путь...
Между тем в Самарканде произошли трагические события. В октябре 1449 г. Улугбека предательски убили, и самое деятельное участие в преступлении принял его сын. Вскоре была разрушена обсерватория. Многие ученые начали покидать Самарканд, перебираясь в Герат.
Говорят, после гибели Улугбека Кушчи выехал с караваном в Турцию, где и оставался до конца своих дней. Он будто бы вывез с собой часть книг, но весьма незначительную. Основная библиотека так и осталась в тайнике. Вернуться за ней Кушчи уже не смог: в Мавераннахре началась череда потрясений...
Следы же библиотеки окончательно затерялись. Ее местонахождение по-прежнему остается одной из неразгаданных тайн Востока.