Сайт приколов » Интересности » История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)

История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)

zoom | 0 комментариев | 3 708 просмотров
26
01
2009
Летом 2005 года в Севастополе произошло важное для истории Российского флота событие - исполнилось 90 лет боевой службы уникального корабля «Коммуна» (первоначальное название «Волхов») . Это последнее судно Императорского флота до сих пор находящееся в составе ВМФ.

Спасательное судно «Волхов» было заложено в 1912 году на судостроительной верфи Путиловского завода в Санкт-Петербурге. 17 ноября 1913 года спущено на воду, а 14 июля 1915 года на нем был поднят Андреевский флаг, и судно вошло в состав Балтийского флота.

История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)

Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. Состояние корпуса "Коммуны", изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным - ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время время.

Судно "Волхов" (первоначальное название "Коммуны") было заложено 12.11.1912 г. в С.-Петербурге на Путиловском заводе, спущено на воду 17.11.1913 г. и 14.07.1915 г. вступило в строй Балтийского флота, числясь в списках флота в классе транспортов.

Сдаточные испытания начались лишь 1 марта 1915 года. Первым командиром "Волхова" стал капитан 2 ранга Александр Антонович Якубовский. Приемочный акт был подписан 1 июля 1915 года, а уже 14 июля на судне впервые был поднят Военно-морской флаг. "Волхов" официально вступил в кампанию, войдя в состав дивизии подводных лодок Балтийского флота в качестве плавбазы.

История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)

Увы, в 1917 году «Волхов» и его команда проделали ту же эволюцию, что и большинство кораблей Балтики - все более и более подпадая под влияние революционных элементов. В Гельсингфорсе, где находился «Волхов», уже в июле 1917 года на ряде кораблей были предприняты попытки спустить Андреевский флаг, а вместо него поднять кровавые знамена революции. А на линкоре «Петропавловск» - даже черное знамя с надписью «Смерть буржуя м!». Под влиянием этих событий все меньше и меньше оставалось на кораблях кадрового личного состава - уходили несогласные с «большевизацией» флота.

В апреле 1918 года «Волхов» в составе эскадры Балтийского флота совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Это был известный Ледовый поход, в котором еще участвовали и которым руководили офицеры, во главе с командующим Балтийским флотом капитаном 1-го ранга А.М. Щастным (впоследствии он был расстрелян по личному указанию Троцкого), не желавшие, чтобы корабли Балтийского флота попали в руки немцев. Некоторые корабли Балтийского флота еще шли в этом походе и под Андреевским, и под трехцветным Российским флагом. Это была, пожалуй, последняя страница биографии корабля, связанная с досоветским периодом. К сожалению, в команде «Волхова» (в отличие от команд ледоколов «Волынец», «Тармо» и «Черноморский № 1», ушедших в Ревель) не нашлось достаточного количества решительных противников большевизма, которые смогли бы, воспользовавшись походом, обеспечить переход корабля на сторону белых. В Кронштадте он окончательно попал под контроль большевиков. В годы гражданской войны корабль здесь и оставался, а его экипаж, в который входили квалифицированные водолазы и судоремонтники, занимался ремонтом судов, в том числе и на Волге, обслуживая Волжскую военную флотилию красных во время боев 1918-1919 годов. К сожалению, пока совершенно не изучена роль «Волхова» в Кронштадском восстании в марте 1921 года, но можно предполагать, что его команда не осталась в стороне от антибольшевистского движения, охватившего практически все корабли и воинские части, базировавшиеся в Кронштадте.

История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)

После этого история судна, как «Волхова», длилась недолго - 31 декабря 1922 года корабль был переименован в «Коммуну». Дальнейшая история, уже «Коммуны», на многие годы оказалась связана с советским ВМФ.

В период между войнами международную известность «Коммуна» получила в связи с подъемом в августе 1928 года английской подводной лодки « L -55», затонувшей 4-го июня 1919 года в Капорской губе Финского залива. (Скорее всего, она была потоплена артиллерийским огнем эсминцев «Азард» и «Гавриил»). Несмотря на то, что подъемная масса « L -55» составляла около 860 тонн и ее сильно «присосало» к грунту, «Коммуна» блестяще справилась с задачей, подняв лодку на поверхность и доставив ее в Кронштадт. Обнаруженные на борту подводной лодки останки 42 британских матросов и офицеров были по просьбе английского правительства переданы на борт прибывшего в Кронштадт английского парохода «Труро», который доставил их в Портсмут для захоронения.

В 1933 году «Коммуна» столь же успешно осуществила подъем подводной лодки № 9 типа «Барс» с глубины 84 метра, что по тем временам было особо сложно, т.к. ее водолазы не имели опыта работы на таких глубинах. Впоследствии, была обнаружена и поднята «Коммуной» еще одна подводная лодка типа «Барс» - № 3.

История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)

В 1941-1945 годах судно находилось в Кронштадте и Ленинграде, осуществляя ремонт подводных лодок и кораблей. По сведениям полковника Э.Е. Лейбовича , в период блокады экипаж выполнил более 60 спасательных работ, поднял 11 затонувших судов, произвел водолазные работы на поврежденном немецкой авиацией линкоре «Октябрьская революция». Экипаж, особенно водолазы, привлекался к подъемным работам на т.н. «Дороге жизни» по Ладожскому озеру и подъему судов на Волге в районе Сталинграда. В послевоенный период «Коммуна» проделала большую работу по подъему судов на Балтике.

В 1967 году начался новый период жизни корабля - с Балтики он был переведен на Черное море. Освидетельствование судна, спроектированного военными кораблестроителями Императорского флота и построенного мастерами Путиловского завода, показало его хорошее техническое состояние и высокие конструктивные качества. Корпус судна, изготовленный из кованой путиловской стали, за годы службы был изношен незначительно, заклепочные соединения 200-тонных судоподъемных ферм оказались в хорошем состоянии.

История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)

В 1970-1973 годах «Коммуна» прошла дооборудование на Севморзаводе как современный носитель глубоководных подводных аппаратов. В декабре 1975 года глубоководный аппарат, который обеспечивала «Коммуна», погрузился на глубину 2 026 метров.

В 1979-1984 годах, на том же Севморзаводе, было произведено еще одно дооборудование, расширившее круг задач, к решению которых корабль мог привлекаться - на судно было установлено устройство, позволяющее опускать опытные корпуса подводных лодок до 2000 метров. Кроме того, были заменены главные двигатели.

В 1991 году, после распада СССР, для «Коммуны», как и для всего Черноморского флота, начался длительный период неопределенности. Именно в это время, в первой половине 90-х, когда шло массовое уничтожение Черноморского флота путем бездумного списания и продажи на металлолом огромного количества судов, бывший «Волхов» пережил, пожалуй, самую большую опасность за годы своей службы.

История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)

Но «Волхову» повезло - он не стал добычей охотников за металлоломом в погонах. И в 1997 году, спустя 80 лет, наступил долгожданный момент, когда над кораблем снова взвился Андреевский флаг. Это произошло 12 июня, в День принятия декларации о суверенитете России. Но, к сожалению, кораблю не было возвращено его историческое имя. До сих пор он носит нелепое название.

На настоящий момент спасательное судно "Комунна" является старейшим судном Российского Военно-Морского Флота (в 2008 г. - 93 года в строю).

История старейшего корабля Черноморского флота (8 фото)
© 2024 Bezumno.ru