Биоритмы
Все это чепуха», — зачастую говорят многие из нас о биоритмах. Такое негативное отношение к ним образовалось не случайно. Еще десяток лет назад было повальным увлечением рассчитывание своих биологических циклов: физического, интеллектуального и эмоционального. Однако это повальное увлечение вследствие того, что в большинстве случаев «теория критических дней» не работала, привело к такому же повальному неприятию биоритмов в целом.
В настоящее время слово «биоритмы» у большинства из нас ассоциируется с астрологией, нумерологией, гаданиями и другими предсказаниями, которые редко когда принимаются всерьез. Однако в действительности биоритмы — научный факт, и их изучением занимается специальная наука — хронобио-логия. По этой науке, сколько функций у человеческого организма, столько и ритмов.
Известный исследователь биологических ритмов Б.С. Алякринский образно называл человека «системой, насквозь пронизанной ритмами».
Ученых давно интересовал вопрос: как возникают биологические ритмы? Наиболее распространена теория, согласно которой организм является независимой колебательной системой, которая характеризуется целым набором внутренне связанных ритмов. Образовалась эта внутренняя система ритмов в процессе эволюции: в ходе многовековой борьбы за существование выжили только те организмы, которые смогли настроить свой ритмический аппарат в такт внешних колебаний.
Однако автору больше по душе противоположная точка зрения на природу биологических ритмов, которой придерживается американский профессор биологии Фрэнк А. Браун. Он считает, что ритмические колебания, наблюдаемые в живых организмах, есть не что иное, как результат непрерывного воздействия космических и геофизических факторов проникающего характера (проще говоря, энергий). Свою точку зрения профессор доказывает проводимыми им исследованиями. В течение нескольких лет, работая на Бермудских островах, он наблюдал два совершенно удивительных примера биологических ритмов: появление стаи бермудской креветки и скопление атлантического светящегося червя в строго определенные фазы Луны. Впоследствии ему удалось доказать, что суточный ритм обмена веществ у некоторых морских животных меняется параллельно с количеством падающих на Землю космических лучей. Эти и многие другие эксперименты позволили Брауну сделать вывод: «Время, когда наблюдаемые свойства биологических ритмов можно было объяснить только за счет эндогенных (внутренних) механизмов, миновало».
Это еще одно подтверждение того, что человек гораздо сильнее связан со Вселенной, чем это предполагалось раньше.