Спиритизм с точки зрения науки
На спиритических сеансах действительно получаются различные звуки определенного характера. Эти звуки не являются результатом механических изобретений или какой-либо мускульной деятельности. Некоторые предметы приводятся в движение без использования технических приемов.
Первое исследование, подтвердившее некоторые положения учения спиритизма, провела в 1869 году комиссия авторитетного лондонского "Диалектического общества". Результатом работы комиссии стал объемный доклад, суть которого, однако, легко уместило краткое сообщение для прессы. Ввиду его важности и краткости, воспроизведем его полностью.
"На спиритических сеансах действительно получаются различные звуки определенного характера. Эти звуки не являются результатом механических изобретений или какой-либо мускульной деятельности. Некоторые предметы приводятся в движение без использования технических приемов. Упомянутые явления часто имеют место по воли некоторых из присутствующих лиц, они могут слагать с помощью звуков и стуков связные сообщения или отвечать на вопросы. Эти сообщения лишены всякого смысла. Однако, нельзя отрицать, что можно получить таким способом что-то более значительное. Присутствие некоторых людей (медиумов) способствует возникновению этих явлений, присутствие же некоторых других является препятствием для этого. Наступление этих явлений не обеспечивается отсутствием или присутствием определенных лиц."
Выводы комиссии Диалектического общества подкупают своей достоверностью. Еще до того, как доклад комиссии был предан гласности, один из ее членов, уважаемый химик Крукс, член Британской Королевской Академии наук, решил провести собственное исследование. Он начал работу с одним из самых знаменитых медиумов того времени — Юмом. Юм обладал даром изменять вес своего тела, а также извлекать звуки из инструментов, которых он не касался (для этого он пользовался гармоникой). Эксперименты показали, что никакого мошенничества в его действиях нет.
Юм заставил играть гармонику, когда его ноги были прижаты к полу лаборантами, левая рука была сжата в руках одного из лаборантов, а правой рукой ему было позволено лишь едва коснуться одной из двух ключевых панелей инструмента, для игры на котором обычно требуются усилия обеих рук. При взвешиваниях Юма весы почти всегда показывали разные результаты, отличающиеся друг от друга в два раза. Крукс предположил, что подобные феноменальные явления обусловлены присутствием в организме медиума некой неизвестной науке энергии, которую он назвал "психическая сила". Объективности ради следует добавить, что в дальнейшем Крукс стал жертвой обмана со стороны спиритов, которые участвовали в его экспериментах. После того, как некоторые такие обманщики были публично разоблачены, Крукс был вынужден признать, что в первых экспериментах с Юмом он также не предпринимал достаточных мер против фальсификации.
В 1885 году в Бостоне было создано общество психических исследований. По сей день это самая авторитетная ассоциация, которая занимается изучением спиритических феноменов. Однако, и эта организация не застрахована от чрезмерного доверия к шарлатанам.
Общество психических исследований выделяет два типа медиумов: метальные и физические. Метальные медиумы принимают от духов только устные и письменные сообщения, физические же демонстрируют различные проявления. Среди последних было очень много шарлатанов. И все же некоторых физических медиумов не удалось схватить за руку на мошенничестве. Так, более десяти лет в начале прошлого века общество исследовало молодого физического медиума итальянского происхождения по имени Пекараро. Во время сеансов он заставлял вращаться и приплясывать спиритический стол, а музыкальные инструменты (такие, как бубен и рожок) издавали звуки, похожие на правильную мелодию.
Во время экспериментов Пекараре связывали руки, изолировали его от подопытных предметов в специальной клетке, надевали ему на руки толстые варежки, чтобы он не мог создавать звуки движением пальцев, даже приглашали профессиональных фокусников- иллюзионистов, которые следили за ним во время опытов. Но каждый раз итальянец показывал такие феноменальные результаты, как самостоятельное вращение спиритической планшетки, и какие-нибудь паранормальные проявления (например, легкий стук стола или посвистывание рожка).
Из метальных медиумов особого упоминания достойны двое. Домохозяйка из Бостона Пайпер подвергалась исследованиям более тридцати лет. Ее осматривали несколько авторитетных комиссий, в состав которых входили врачи- психиатры, психологи, священники и биохимики. И ни разу не удалось уличить ее в каком-нибудь мошенничестве. Пайпер периодически впадала в транс и начинала в этом состоянии говорить мужским голосом духа. По мере углубления ее опыта она могла сразу принимать двух духов, один из которых говорил, а другой направлял движение ее руки при письме.
Домохозяйка Керрен с июня 1913 года пребывала в общении с духом Уэрта, который эмигрировал в Америку в восемнадцатом веке и умер около 1740 года. До этого Керрен интересовалась спиритизмом и развлекалась игрой с планшеткой. Однажды, июньской ночью, дух сам привел в движение стрелку на планшетке и раскрыл свое имя. Вскоре необходимость в планшетке отпала и Керрен общалась с духом на мысленном уровне. К сожалению, ученые уже не могли проверить утверждение Керрен о самостоятельном вращении стрелки на планшетки, но ее ментальные способности изучала авторитетная комиссия в составе психологов, психиатров, экстрасенсов, биохимиков, историков, лингвистов и даже криминологов. Малообразованная провинциалка Керрен начала писать, якобы под диктовку духа, художественные произведения на мистические и исторические темы. Причем литературоведы и лингвисты отмечали у нее явный мужской стиль и типичный слог американских образованных колонистов восемнадцатого века, часто она использовала слова и выражения, значения которых в двадцатом веке были забыты.
В 1928 году она издала идиллическую поэму на древнем англосакском диалекте, на котором говорили жители Англии до вторжения норманнов в тринадцатом веке. Труд был отдан на независимую экспертизу, причем экспертам не сказали, кто автор и когда написана книга. Экспертиза вынесла заключение: в тексте есть несколько неологизмов и, скорее всего, эта поэма — стилизация начала восемнадцатого века. Исследовавший Керрен знаменитый американский психиатр Принс вынес такой вердикт: "пациентка страдает сложной и необычной формой раздвоения личности, которое вызвано активным внешним фактором, действующим на ее подсознание".