Магическое светлое дерево береза
Среди окружающих нас растений и деревьев немало тех, которые отличаются не только целительными, но и магическими свойствами. Взять хотя бы такое привычное дерево, как береза… Казалось бы, что в ней необычного? Но знаменита она не только тем, что ее воспевали в своих стихах русские поэты…
Кора березы, а также листья, почки и наросты на стволе, называемые березовым грибом, или чагой, находят самое широкое применение в народной медицине. Березовая пыльца, которую собирают в апреле-мае, улучшает работу пищеварительного тракта, способствует избавлению от инфекций.
Весной полезно собирать березовый сок. Это не только прекрасный освежающий напиток - в нем содержится универсальный комплекс солей и минералов.
Березовый сок пьют при камнях в мочевом пузыре, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, заболеваниях печени и желчного пузыря. Помогает он и при мигренях, недугах дыхательных путей, ревматизме, радикулите, артрите, подагре, выводит из организма различные инфекции и шлаки, лечит кожные заболевания и воспалительные процессы, очищает кровь и улучшает обмен веществ, способствует похуданию.
А недавно медики выяснили, что он еще и является хорошим средством от импотенции, а также облегчает климакс у женщин. Для этого рекомендуется выпивать не менее чем по стакану сока в день.
Можно употреблять березовый сок и как средство от авитаминоза – он прекрасно тонизирует и насыщает организм витаминами. Этот сок незаменим при золотухе, цинге, различных аллергиях. При наружном употреблении лосьоны из березового сока значительно улучшают состояние кожи. В Финляндии из березового сока делают сиропы и леденцы, которые способствуют профилактике и лечению кариеса.
А в голодные годы, например, во время Великой Отечественной войны, из коры березы даже пекли берестяной хлеб! Содержащиеся в нем витамины и микроэлементы в буквальном смысле слова спасали организм от истощения.
Обратимся теперь к магической сути березы.
В древности из нее изготавливали посохи (прообраз волшебной палочки) и даже люльки для младенцев, а плашки носили с собой в качестве оберега. Считалось, что при помощи изделий из березы можно поднять на ноги больного, сделать себя и своих близких недоступными для колдовских чар и даже взмахом березовой палочки навести эти чары самому – к примеру, превратить непроходимое болото в поле золотистой пшеницы… Конечно, мы сами не пробовали, но кто знает…
Береза занимает свое место и в древнескандинавской мифологии. Скандинавы обозначали ее специальной руной «Беркана», что означает «береза», «березовая ветка». Это был еще и символ богини Фрейи, возлюбленной бога Одина. В магии эту руну используют для защиты и укрытия. Кроме того, Беркана символизирует созидательную функцию. Она приводит все процессы к плодотворному завершению. Помимо Берканы, есть руна Уруз, которая также связана с березой. А само дерево ассоциируется с плодородием (повышением урожая), исцеляющей магией, защитой от несчастий…
В то же время на Руси бытовало поверье, что «плакучие» березы (то есть растущие у воды ветвями вниз) посещают русалки. Недаром в пушкинском Лукоморье «русалка на ветвях сидит».
В русской традиции ветви берез специально повязывали цветными ленточками, чтобы русалки, выходя из воды, вплетали их в свои косы. Похожий обряд есть и у бурятов. Речь идет о родовом ритуале поклонения предкам.
Главным распорядителем церемонии является шаман. Именно он указывает три дерева, которые обладают всеми необходимыми для ритуального действа характеристиками. Все три березы должны быть без разветвлений. Одну березу обязательно берут с корнем, две других – без корней, так как из них сооружают специальный стол.
Деревья украшаются снизу до середины ствола лентами желтого и красного цвета. А от середины до вepxa - сине-белыми ленточками. При этом желто-красные ленточки символизируют золото, а cинe-белые - серебро.
Перед березой с корнем ставится столик, изготовленный из двух других берез. На него ставят чай, водку, молоко и тарелку с хлебом, печеньем, конфетами и маслом. Все блюда должны быть преимущественно белого цвета - это цвет благости у всех восточных и дальневосточных народов. Потом приносят уже приготовленную тушу барана без рогов. Это приношения предкам.
После этого шаман начинает говорить с духами. Считается, что на этом ежегодном празднике души усопших входят в контакт с шаманом и передают через него информацию своим родным. Например, пеняют им, что те не обратили внимание на сны, в которых мертвые пытались их о чем-то предупредить.
Как видим, здесь береза рассматривается одновременно и как атрибут потустороннего мира - пристанище для душ умерших, и как дерево светлое, праздничное, способное оберечь… Разное значение имеет береза и в других традициях.
Впрочем, в мире «нет ничего, чтобы было только плохим или только хорошим», гласит Махабхарата. Недаром прогулка по березовой роще порой заменяет человеку и психотерапевта, и лекарства…