Синдром внезапной смерти
Люди, как известно, далеко не всегда умирают в преклонном возрасте и в своей постели. Однако наметившаяся тенденция к увеличению неожиданных смертей среди работоспособного молодого и по всем признакам здорового мужского населения развитых стран мира заставила медиков искать ответ на вопрос, почему это происходит. Тем временем статистика внезапной смертности растет стремительно по всему миру, в том числе и в нашей стране.
Мужчины трудоспособного возраста (в Европе в основном от 30 до 60 лет) умирают без видимых причин – на автобусных остановках, в офисах, дома за телевизором. Но большей частью во сне – обратите внимание на характерную особенность. При этом большинство из них не жалуются на недомогание и не просят помощи у окружающих.
Внезапность утраты близкого человека заставляет впавших в отчаяние родных докапываться до причин. Как же так? Жил, жил – и вдруг умер. Кто-то же должен быть в этом виноват! Не так давно в Великобритании родители 24-летнего акушера после его неожиданной кончины предъявили судебный иск руководству больницы: уморили сына на рабочем месте. «В тот день он пришел с дежурства, чувствуя себя очень усталым». Иск не удовлетворили: рожениц в эти дни было не больше, чем обычно, а «вселенская» усталость – один из признаков надвигающейся сердечно-сосудистой катастрофы. Каждый чемпионат мира по футболу сводит в могилу не одну сотню болельщиков во цвете лет и тем самым ухудшает статистику «молодых» смертей. Но тут хотя бы все ясно - выброс адреналина провоцирует спазм коронарных сосудов, и в учетной карточке покойника можно смело делать соответствующую запись. А что должны писать врачи израильской больницы и их многочисленные коллеги по всему миру, которые даже после проведенного вскрытия не могут понять, что именно заставило отключиться молодой и здоровый организм.
Исчерпывающего ответа нет. Внезапная смерть – одна из величайших медицинских загадок современности. Эпидемиологи в этой связи припоминают, что почти 50 лет назад сталкивались с похожей загадкой. Синдром внезапной смерти ежедневно сводил в могилу сотни молодых (30-45 лет) мужчин в Японии, Лаосе, на Филиппинах и в Таиланде. Специалисты разводили руками: такого в истории медицины еще не было – мужчины умирали во сне от остановки сердца. Ни анализы крови, ни тщательное патологоанатомическое исследование не дали даже намека на возможную разгадку. Все, что могли сказать по этому поводу врачи (а были привлечены лучшие специалисты со всего мира), это признаться в своей беспомощности: вероятно, речь идет о таинственном заболевании, доселе не известном науке. Недуг протекает бессимптомно и подобно часовому механизму выключает сердце, когда оно находится в состоянии покоя.
Тогда известие о загадочной болезни заставило многих мужчин этого региона обследоваться с головы до ног. С диагнозом «здоров» некоторые из них умирали буквально на следующую ночь после диспансеризации.
Не повторяется ли и сейчас эта история? Мы знаем, что из Юго-Восточной Азии к нам приходят все новые и все более страшные – реальнее, а не выдуманные фармакологами - разновидности гриппа. Знаем, потому что болели и болеем гриппом со всеми присущими ему симптомами. Ну, а если помимо гриппа мир поражает та самая давнишняя болезнь-невидимка, к которой организм азиатских мужчин уже выработал иммунитет, а, скажем, европейских – только привыкает страшной ценой многочисленных смертей?
Может быть, кардиологи снова заблуждаются, считая, что непосредственной причиной внезапной смерти в подавляющем большинстве случаев является внезапная остановка сердца? Да, привычный ритм работы здорового сердца может внезапно нарушиться, и, если не принять решительных мер, летальный исход может наступить через несколько минут или даже секунд. Бывает, человек даже не успевает понять, что происходит с ритмом его сердца, и вместо того чтобы попросить о помощи, удивляется невесть откуда взявшимся перебоям в его никогда не подводившем «моторе», тревожно прислушивается к ним, а когда осознает, что это может быть опасно, сердце останавливается. Но что-то ведь подталкивает сверхвыносливый орган к этому бессмысленному поведению? Что же? Может быть, ответ надо искать врачам других специальностей?
Статистика Всемирной организации здравоохранения говорит, что сейчас во всем мире на один миллион населения в неделю внезапно умирает тридцать человек. Если перенести эти показатели, скажем, в Москву, то получим минимум полторы тысячи «неожиданных покойников» в месяц. В одних только США от внезапной смерти умирает порядка полумиллиона человек ежегодно. Причем среди них немало молодых и совершенно здоровых людей. Страшные цифры.
Раньше врачи сходились во мнении, что во всем виновато патологическое утолщение мышц сердца. Теперь они выдвигают новые версии - вроде бы виновата наследственность. То есть, если кто-то из родных уже скончался от сердечного приступа, надо уделять больше внимания обследованию у кардиолога. Повышает ли это шансы предотвратить неожиданную смерть в расцвете лет? Не намного. В том-то и ужас внезапной смерти, что она приходит как бы ни с того ни с сего.
Виноват алкоголь? Да, безусловно, длительное употребление спиртного может привести к сосудистой катастрофе, но среди умерших немало практически не пьющих людей. Может быть, слабый организм не справляется с бытовыми нагрузками? Но тогда почему умирают люди спорта, находящиеся под пристальным врачебным контролем? В мрачной статистике их немало. Взять хотя бы случай латвийского хоккеиста. 31-летний Сергей Жолток неожиданно почувствовал себя плохо во время игры. Подоспевшие врачи не смогли ему помочь и лишь продлили агонию стремительно отказывавшего сердца. И это, увы, далеко не единственная смерть среди молодых, здоровых и постоянно находящихся под контролем медиков спортсменов-мужчин.
Сколько внезапных смертей приходится на Россию, сказать трудно. Каждую внезапную остановку сердца легко списать на «употребление», тем более что это не противоречит медицинским канонам. А вот если бы исхитриться «очистить» печальную статистику от алкогольного налета и тоже задуматься, в чем же на самом деле первопричина загадочных молодых смертей, тогда, быть может, таинственную эпидемию, если она на самом деле существует, удастся вычислить и попытаться найти действенное средство против нее.
В России показатель внезапных смертей в отличие от Европы начинается уже с 22 лет – не повод ли это для тревоги? Или будем все привычно списывать на водку? Еще недавно демографы, приняв во внимание негативные факторы, утверждали, что в 2015 году в России будет по крайней мере на 7 миллионов больше женщин, чем мужчин. Но вот провели перепись населения и обнаружили, что за десять лет до обозначенной даты, численность женщин в целом по стране была почти на 10 миллионов человек больше, чем численность мужчин! Российский мужик явно вымирает, порой даже не успев оставить после себя потомство. Но от чего?