Тибетские чаши: предметы-целители и музыкальные инструменты
Откуда взялись поющие тибетские чаши? По сей день этим вопросом задаются очень многие. История появления этих чаш полна загадок. Что же представляют собой эти удивительные предметы?
Тибетские поющие чаши – древнее средство медитации, приобретающее в последнее время всё большую популярность.
Уникальный сплав металлов, из которого изготавливаются поющие чаши, позволяет получать звук значительно отличающийся от звучания всех других музыкальных инструментов. Похожие звуки издают синтезаторы, однако звучание тибетских чаш, в отличие от синтезатора, «заряжено» благодаря трению дерева о металл.
Считается, что этот «заряд» обладает целительными свойствами, и звуки поющих чаш способны повышать восприимчивость некоторых желез, выполняющих роль своеобразных «переключателей» между симпатической и парасимпатической нервными системами.
У некоторых слушателей звуки тибетских чаш нередко вызывают измененные состояния сознания. Так, иногда может появляться ощущение своеобразной «невесомости», «подвешенности» и пустоты.
Звучание тибетских поющих чаш состоит из безграничного потока обертонов, которые образуют звуковые спирали, вращающиеся вокруг «действительного» (основного слышимого) звука. В основе такого взаимодействия обертонов лежит волновой принцип: два звуковых потока встречаются, образуют стоячую волну и растворяются в «океане» звуков.
В отличие от механического повторения, характерного для минимализма, здесь каждая такая встреча – это отдельное, уникальное, событие, каждая немного, почти незаметно отличается от остальных; сознание слушателя увлекается в путешествие вглубь звукового пространства, внешне почти статичного, в действительности же находящегося в бесконечном движении.
Таким образом, музыка поющих чаш насыщена энергетикой и подходит для медитации.
Как играть на поющих чашах?
Чашу следует поставить на специальную подушечку либо на вытянутые пальцы кисти или на кулак. При этом важно учитывать, чтобы площадь соприкосновения чаши с подушкой или рукой была наименьшей, но при этом чаша не двигалась с места.
В другую руку берут стик (деревянную палочку из твёрдого дерева) и водят им по внешнему краю чаши. Стенки чаши начинают вибрировать, и она начинает «петь». Главное, к чему следует стремиться, - не отрывать при игре палочку от поверхности чаши. Дело в том, что при громком звуке, и в результате — сильной вибрации стик довольно сложно удержать на чаше
Звучание тибетских чаш «заряжено» благодаря трению дерева о металл
Чаши разной формы и с разной толщиной стенок звучат по-разному. Слишком слабый нажим не сможет заставить чашу звучать, слишком сильный – будет глушить звук чаши. Динамика звучания варьируется скоростью движения стика по чаше и силой нажима.
Чаши с толстыми стенками дают ясный, но тембрально бедный звук. Играть на них проще, потому что рука лучше чувствует металл. Чаши с тонкими стенками дают очень красивый и богатый, но играть на них заметно сложнее, так как они более чувствительны к руке и стику.
Несмотря на то, что чаши настроены на один тон, играя на них, можно извлекать звуки разной высоты. Дело в том, что края чаш «поют» на высоких нотах, а по мере приближения к днищу можно извлекать всё более низкие звуки. Это очень хорошо слышно на примере глубоких тонкостенных чаш.
В некоторых случаях чаша может звучать как колокол. Для этого палочка просто ударяет по стенке чаши. Такой звук используется при выводе человека из медитации.