Резкое подорожание автомобилей в России с 2017 года
С начала года цены на новые автомобили в
среднем выросли на 7%, следует из внутренней презентации одного из
работающих в РФ автоконцернов. Сильнее всего
увеличилась стоимость японских брендов Mazda и Toyota — на 10-11%, а
также Skoda — на 10%. Ford подорожал примерно на 9%. Корейские Hyundai и
Kia традиционно умеренны — рост на 7-8%, Nissan, Mitsubishi и VW
подняли цены примерно на 7%. Наименьшая динамика у Renault и Lada —
4-5%.
Источники СМИ ожидают очередного скачка цен с начала 2017 года, причем,
несмотря на относительно стабильный курс рубля, рост будет явно выше
инфляции. Ключевая причина повышения цен — слабый рубль. "Все еще есть
потенциал роста цен с учетом падения рубля к доллару относительно 2014
года". "Была надежда
на то, что рубль стабилизируется в позитиве, но этого не произошло,
поэтому необходимо и дальше отыгрывать",— говорит другой источник.
Один из собеседников ожидает роста цен минимум на 4-5%. По его
мнению, если бы евро остался ниже 70 руб., "то можно было бы на этом
остановиться". Еще один источник полагает, что производители "будут
осторожничать", поскольку зимой и так будет "провал".
В одном из крупнейших дилеров рассказали, что концерны с нового года
закладывают рост цен в среднем на 10-15% из-за нестабильного курса, но
компании будут подстраиваться под рынок и "откатывать цены
спецпредложениями, если понадобится". В "Автоспеццентре" готовятся к
росту цен в среднем на 5-7%. По данным PwC, с 2014 года средневзвешенная
цена нового автомобиля выросла на 44%, до 1,4 млн руб., в то время как
на вторичном рынке цены поднялись лишь на 13%, до 380 тыс. руб. 28 октября, девальвация еще отразится и на подержанных
машинах — со следующего года, когда на рынке будет дефицит машин
возрастом три--пять лет.
Потребители, ожидающие традиционных скидок в
конце года, скорее всего, будут разочарованы, полагают в отрасли,
отмечая, что концерны "в минусе" и на скидки пойдут лишь те, у которых
"совсем затоварены склады". В ГК "Независимость" согласны, что ждать
распродаж в конце года не стоит — на российский рынок выделено небольшое
количество автомобилей: "Так, Volvo отдала предпочтение по крупным
квотам Китаю и ЕС". Но в Kia, например, отметили, что "перед Новым годом
будут спецпредложения — как и ежемесячно", добавив, что продолжают
стратегию "сдерживания роста цен", но у марки "нет иммунитета" от
макроэкономических факторов. В Nissan сообщили, что "сохранили рыночное
позиционирование". Другой причиной роста цен источник
называет затраты на внедрение системы безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, которая
должна вступить в силу с нового года. Ею надо оборудовать все автомобили
с новым одобрением типа транспортного средства (ОТТС). Но модели с
действующим ОТТС могут ездить без ЭРА-ГЛОНАСС до конца срока одобрения
(около 60% моделей на рынке, по оценке одного из игроков). Стоимость
затрат на ЭРА-ГЛОНАСС, говорят в компаниях, может различаться даже в
рамках одного бренда — из-за разных способов установки на модели, один
из источников называет сумму от 6 млн руб. на модель. Но определить
влияние этого на конечную цену машины сложно, отмечает он: "Ряд компаний
заложит рост цен в несколько этапов". На АвтоВАЗе говорят, что в
текущих рыночных условиях и с учетом финансовой ситуации "не могут
позволить использование ЭРА-ГЛОНАСС на Lada Kalina, Granta и Largus без
влияния на розничные цены" — из-за значительной стоимости системы и
"требуемой компанией ГЛОНАСС платы за активацию". На заводе добавили,
что пока еще изучают опции ценообразования на модели — "как с системой
безопасности, так и без нее", финальное решение не принято. Новые Lada
Vesta и Xray уже оснащаются системой, но и их цены будут скорректированы
из-за платы за активацию. В остальных компаниях официально
ценообразование не комментируют. Владимир Беспалов рассуждает, что рост цен
из-за ЭРА-ГЛОНАСС сильнее повлияет на бюджетный сегмент, где небольшое
повышение себестоимости отражается в розничной цене, а потребитель
наиболее чувствителен. Он согласен, что девальвация рубля действительно
не полностью отражена в текущих ценах — разница с ценами в Европе может
достигать 50%. По его словам, производители продолжают нести убытки, но
"продолжаться бесконечно это не может", им придется повышать цены и
перекладывать издержки на потребителя. Рост цен при возможном сокращении
господдержки может сдерживать восстановление спроса, предупреждает
господин Беспалов. По его прогнозу, в 2017 году российский авторынок
должен наконец пойти в рост — на 5-6%.